– Но ведь мы же говорим о реальной ситуации.
– Пока все ситуации реальные. Ну, да ладно, для упрощения пойдем все-таки морем. Значит, путь решения – очистка судна от наростов. При этом заметим, что среди нас нет специалистов в данном вопросе, и это, если угодно, наш плюс: мы не скованы аксиомами, можно предлагать заведомо неосуществимые идеи. Когда настанет момент, мы обратимся к узким специалистам. А пока...
– Предложение: отвести судно в док и чистить его вращающейся щеткой.
– Есть другое предложение: отвести судно в сухой док, высушить наросты, и тогда они легче будут отскакивать при чистке.
– Судно должно само предохранять себя от обрастания – вот ИКР.
– Согласен, подумаем, как этого достичь. Разбиваем задачу на подзадачи. Первая – как предотвратить обрастание корпуса, и вторая – как уменьшить сцепление обросшего корпуса с водой. В частности, решение первой подзадачи может быть направлено на создание вокруг корпуса корабля нетерпимой для моллюсков обстановки в виде, скажем, полей, которые отбивают у них охоту липнуть к борту.
– Или можно создать такое поле, которое будет направлять ракушки с моллюсками в специальные ловушки, расположенные скорее всего в задней части судна. Это может дать и неожиданный. промысловый эффект.
Последнюю идею выдвинул ваш корреспондент, опасливо посмотрев при этом на собеседников. Но те и бровью не повели.
– Оставляем как вариант. Предлагается пленка, наносимая в сухом доке или в воде, кистью либо под давлением. Пленка должна быть химически нейтральной, срок ее действия, скажем, один год, после чего она бесследно разлагается. Кстати, этой пленкой может служить и краска самого корпуса.
– Итак, приводим задачу к элементарному виду. Остаются три элемента: наружная часть корпуса, морская вода, ракушки. Воду в океане изменить или заменить мы не можем, моллюсков уничтожить тоже не можем и не хотим. Остается корпус.
– По корпусу мы имеем несколько предложений, и каждое можно начинать прорабатывать глубже, обратившись на определенном этапе к узким специалистам.
Допустим, остановились на пленочном решении. И тут же сами формулируем вопрос: в каких еще задачах может оказаться применимым такое решение? И наверняка такие задачи выявятся. Может быть, это будет очистка трубопроводов или океанариумов или даже... технология изготовления колбасы.
Потом мы решаем еще задачу и еще, и я уже забываю, что это всего лишь игра, в которую меня вовлекли просто для того, чтоб я смог пусть отдаленно, но вкусить дух азоиитовской атмосферы. Игра в самой бесхитростной форме.
Так что в конце концов я уже не удивляюсь и каждый раз заранее говорю «да», когда слышу вопросы: «Можно ли просверлить отверстие с квадратным сечением?.. Можно ли резать обычное стекло ножницами?.. Можно ли сделать печку из обычного полиэтиленового мешка?.. Можно ли измерить температуру чая в стакане с помощью листка бумаги?.. Может ли квадрат одновременно являться и окружностью?..» И каждый раз оказывается, что действительно можно, можно, можно. Причем всему следует ясное и простое объяснение.
ОДНАЖДЫ подсчитали: один рубль, вложенный в обучение студентов общественного института изобретательского творчества, дает шестнадцать рублей прибыли за счет осуществленных и внедренных предложений. Но это, так сказать, «прямой доход», непосредственный и обозримый. Притом не учитывается, что, пройдя двухлетний курс обучения в общественном институте, человек уходит в дальнейшую творческую жизнь уже в новом качестве, и эффективность его труда, творческого мышления, а стало быть, и материализуемые результаты тоже иные.
За годы деятельности общественного института методы его работы широко распространились по стране, в различных городах созданы филиалы АзОИИТа. Так, в Прибалтике, Молдавии, Подмосковье, Ярославской области, Ворошиловграде, на Дальнем Востоке по методам азербайджанских специалистов их последователи и единомышленники учат врачей и инженеров, геологов и школьников. Учат изобретать. И растет, набирает силу лавина идей.
Плоды усилий азоиитовцев – это и организация его выпускниками общественных конструкторских бюро и лабораторий для решения конкретных производственных задач. Созданы, например, общественная конструкторско-технологическая лаборатория изобретателей и рационализаторов в области медицины, общественная лаборатория технических средств обучения, общественные КБ на предприятиях.
И кто теперь способен подсчитать экономическую эффективность деятельности общественников из Баку?
В последние годы эта деятельность все больше привлекает внимание и зарубежных специалистов. Разработки азербайджанских ученых используются Институтом повышения квалификации руководящих работников при Совете Министров Польской Народной Республики, Центральным институтом сварочной техники в городе Галле (ГДР), болгарским научно-техническим объединением «Булгарплодэкспорт» и другими зарубежными организациями.
В АзОИИТе подготовлена группа специалистов по методологии изобретательства для Вьетнама. Преподаватели общественного института приглашены для проведения занятий в Институте манипуляционных, транспортных, упаковочных и складских систем в Праге.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.