Решенное в лучших традициях современного зодчества, сверкая яркими бликами ажурных конструкций, здание выглядело прекрасным и неповторимым, причем даже с внушительных удалений. В просторных, светлых аудиториях и лабораториях, оснащенных современнейшими приборами, стояла тишина, нарушаемая лишь легким стрекотанием самопечатающих устройств.
Наибольшее оживление наблюдалось на четырнадцатом этаже, где располагался штаб – патентное бюро. Поступившая идея тут же обрабатывалась на компьютерах, оценивалась, сравнивалась с тем, чем располагает человечество в данном вопросе в настоящее время, после чего в выходном дисплее загорался транспарант «ИЗОБРЕТЕНИЕ №...». И это не было событием, потому что таких номеров за сутки выскакивали сотни.
Вот такую, пока фантастическую картину обрисовал я Тофику Имама-лиеву, проректору Азербайджанского общественного института изобретательского творчества – основного подразделения штаба НТТМ при ЦК ЛКСМ Азербайджана.
– Нравится?
– Нет, – ответил он. – Мы вполне довольны своей нынешней судьбой.
– Но ведь эти, мягко выражаясь, скромные условия для работы, и ваш общественный статус, и всего пять тысяч рублей годового бюджета...
Тофик усмехнулся, и не сказать, чтобы весело.
– Конечно, нам бы очень помогло наличие своего постоянного помещения для занятий и обзаведение хотя бы какой-нибудь оргтехникой. Ну, а уж если совсем на «пятерку», – своя опытно-конструкторская база, производственные мастерские... Но, главное, дело-то идет, ЦК комсомола республики, НТО, ВОИР и другие организации, ответственные за движение научно-технического творчества молодежи, нас поддерживают, помогают. Со временем обрастем всем необходимым. А что касается общественного статуса, то нет, не хотим мы ничего другого. Почему? Ну, во-первых, нашему преподавательскому институту не нужны административные отношения. Мы товарищи. По духу, по отношению к жизни. Во-вторых, содержание занятий, курсы лекций – все это трудно формализовать и документально представить. Да и как административно управлять нашей преподавательской работой, если мы... ничему конкретному не учим? Учим мы думать и искать.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА, которая насчитывает многие сотни лет. С очень далеких времен человек стал задумываться над тем, что мы сейчас красиво называем психологией творчества, пытался разобраться в его запутанном механизме. Известны, например, работы Рене Декарта «Правило для руководства ума», Жака Адамара «Исследование психологии процесса изобретения», статьи Анри Пуанкаре по этому вопросу. Однако активизировать творческую деятельность человека они не смогли и явились скорее умозрительными экзерсисами, подчас интересными для чтения, но не более. И неизвестно, прав ли был Эдм Мариотт, утверждая, что мозг человека подобен шкатулке, которую достаточно хорошо потрясти, чтобы из нее высыпалось все необходимое. А если и был отчасти прав знаменитый физик, открывший известный закон зависимости объема газа от давления, то открыть саму «шкатулку» он все равно не помог.
АзОИИТ – Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества – родился десять лет назад. К тому времени за рубежом уже имелись определенные сдвиги в вопросах активизации поисков решения творческих задач. Так, на Западе получил широкое использование крупнейшими промышленными фирмами «мозговой штурм» – метод, приводивший к сокращению времени и повышению эффективности решения задач по сравнению с традиционным способом «проб и ошибок». «Штурм» задачи при этом сводился сначала к генерации идеи, причем любой, даже заведомо неосуществимой, а затем к ее критическому анализу с целью отбора приемлемого варианта.
Или метод «фокального объекта». Рассматриваемый объект помещался в фокусе внимания, а затей выбирались несколько случайных объектов, составлялись их признаки, после чего полученные идеи развивались до реализуемого вида. И, наконец, отбирались наиболее приемлемые варианты.
В отличие от «мозгового штурма» этот метод явился уже конкретным инструментом для производства новых идей. Сочетание его и ранее описанного позволило бакинским энтузиастам разработать и применить комбинированный – «фокальный штурм». Но так ate, как и его родители, так же, как и другие методы, грешил он главным- – отсутствием критериев для отбора полезных идей. Не давал он инструмент для работы с самой задачей. И тогда в Баку, отвергая чужой опыт, поняли, что необходимо создавать...
СВОЙ МЕТОД, содержание которого автор описать поначалу не сумел, испортив множество листов бумаги. Правда, Имамалиев и его товарищи меня об этом заранее предупреждали: «Как можно рассказать о том, что составляет двухгодичный курс объемом в двести двадцать учебных часов? Как можно рассказать о методе, который заведомо не дает ни одного четкого определения?..»
А что если...
Мы уселись вокруг стола, я – зеленый и необученный азоиитовец, два преподавателя и один студент-второкурсник общественного института. Мне предложили выдвинуть конкретную техническую задачу. Обратившись к своим свежим впечатлениям от долгой поездки по Дальнему Востоку, я особенно не мудрил:
– Обшивка судна постоянно обрастает ракушками. Как от этого избавиться?
– Какова, стало быть, задача?
– Я же сказал: судно, не обрастающее ракушками.
– Нет, доставка груза без потерь и расходов. А еще точнее: идеальный конечный результат – это доставка вообще без транспортных средств – вот ИКР, вот задача, которую нужно решить.
Я опешил:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.