Идеальный конечный результат

Вадим Лейбовский| опубликовано в номере №1274, июнь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

. Две с половиной сотни изобретений самих выпускников АзОИИТа – это лишь то, что дошло до сведения «альма-матер», что известно. Это как те звезды, что видны простому глазу на небольшом участке неба.

ЖИЛ-БЫЛ БАРКОВ. Учился в техникуме, служил в армии. После демобилизации работал электромонтером и одновременно занимался на заочном отделении Азербайджанского института нефти и химии. Затем работал инженером в морском управлении буровых работ. Не раз выдвигал рацпредложения, что само по себе довольно обычное явление в нормальной жизни нормального человека, то есть относящегося к делу с интересом и душой.

В свободное от работы и рационализаторских раздумий время Борис Андреевич воспитывал детей, слушал классический джаз, кормил рыбок, а также нежно лелеял свой садовый участок.

И вот однажды прочитал на стене объявление о наборе слушателей в Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества и решил начать новую жизнь.

Скорее, он решил попробовать начать. Потому что как это сразу, огульно поверить пусть даже отпечатанным на серьезной типографской машине, но все же голым и неаргументированным обещаниям, что тебя, мол, возьмут да научат тому, что принято считать «от бога»? Их, новичков, оказалось тогда около сотни. Юных и пожилых, умудренных, отягощенных знаниями, а то и учеными степенями и совсем еще зеленых, даже школьников.

Два года занятий, каждое воскресенье. С обязательными заданиями на дом. А составная часть дипломной работы – изобретение. Такое условие. Но обязательность его к завершению курса оборачивается уже неизбежностью, к этому подводят методы обучения.

А что же наш Барков? Довольно скоро после начала новой своей жизни Борис Андреевич стал наводить и новый порядок на родной буровой. Немудреное, казалось, хозяйство, но стал вдруг видеть его Барков словно другими глазами. И пошло.

Первое же внедренное его изобретение дало сотни тысяч рублей годового эффекта, и это только в его родном управлении буровых работ. Дальше – больше. Одиннадцать изобретений за полтора года,

И все же будем откровенны и уверим читателя, что далеко не каждый из выпускников общественного института переживает столь бурный творческий взрыв. Недаром Баркова пригласили пополнить дружную команду преподавателей АзОИИТа.

Тем не менее что привело к такому перевоплощению человека? Заложенные и спавшие в нем задатки? Но ведь Борис Андреевич и к работе и к жизни всегда относился отнюдь не сонно. Только ли эта учеба? Да, считает он, именно она. Учеба, система, рассчитанная на то, чтобы разбудить творческую активность буквально у всякого любознательного, увлекающегося, а вовсе не обязательно у вундеркинда. Не числился здесь в таковых и Саша Ждан-Пушкин. Начав посещать занятия в АзОИИТе уже в девятом классе средней школы, он в следующем году предложил оригинальную конструкцию сварочного манипулятора и вскоре стал первым из бакинских школьников обладателем авторского свидетельства на изобретение.

– Но как можете вы разбираться во всех задачах? – не отступался я от Имамалиева. – Разбираться пусть даже в общих чертах. Ведь мало того, что ваши студенты – это кто угодно по профессии, но ведь много среди них и специалистов высокого класса.

– < Знание некоторых принципов с лихвой покрывает незнание некоторых фактов». – На этот раз он отослал меня к Гельвецию.

Конечно же, . Знание некоторых принципов» – это широчайшая техническая и общая эрудиция проректора и его коллег, потому что иначе на каждом шагу, на каждом вдохе им приходилось бы влезать в справочники, обращаться к профессорам – и все только для эффективного обучения. И эти качества, то есть техническая и общая эрудиция, умение найти нестандартное решение, обязательно предполагаются. а следовательно, воспитываются. культивируются у обучаемых, потому что творческая активность и узкий кругозор – понятия плохо совместимые. Теперь смело можно говорить о мировоззрении, их азоиитовском мировоззрении, основанном на разработанных здесь методах и принципах.

Ими изобретен качественно новый алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ. На одном из начальных этапов решения ставится вопрос: каков ИКР – идеальный конечный результат? Причем в этот момент никто еще не знает, как будет решена задача, речь идет лишь о том, что следует ожидать в самом лучшем случае. Решение задачи разбивается на этапы, каждый из которых отрабатывается по конкретным, оформализованным правилам.

Здесь нужно сказать о том. что все люди страдают определенной психологической инерцией. Поэтому задача сразу же очищается от технической терминологии, традиционно применяемой для данных случаев. Существует также инерция зрительных представлений, нужно избавиться и от нее. Поэтому следует серия мысленных операций: меняются размеры объекта. длительность процесса. И получается, что решающий задачу сам правильно ее ставит, а затем и получает решение. Так появилась и новая, чисто азоиитовская «Система подготовки, решения и использования решений научно-технических задач» – СПРИНТ. С ее помощью сделано уже немало изобретений.

Полный учебный курс включает в себя двенадцать дисциплин, и, думается, есть смысл их перечислить: методология изобретательского творчества; применение физических эффектов при решении изобретательских задач; логика и морфология технических решений; структурный анализ; основы патентоведения; развитие творческого воображения; прогнозирование тематики изобретений; экономика изобретательства; основы информатики: основы истории изобретательства; элементы психологии творческого мышления; методика обучения методологии изобретательского творчества. Большая часть программы разработана в АзОИИТе, и, как можно видеть, она рассчитана не только на усвоение и творческое преломление, но и на дальнейшее распространение усвоенных идей.

Процесс обучения в институте многоступенчатый, это дает наиболее широкие возможности для развития творческого мышления слушателей:

А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? В своей книге «О профессии режиссера» выдающийся деятель нашего театра IVA. Товстоногов сетует на то, что он и его коллеги мало занимаются существом своей профессии.

«Даже профессиональные разговоры, – пишет автор, – мы ведем порой на таком уровне, что, если б на одно из наших творческих совещаний зашел человек другой профессии, но достаточной культуры, он вполне бы мог принять в нем участие на нашем уровне, а то и на более высоком... Для того. чтобы говорить профессионально. нужно иметь общие критерии».

Не имея оснований, а также морального права оспаривать аргументы уважаемого Георгия Александровича. попробуем принять их априори и даже посмотреть с его позиций на ситуацию в АзОИИТе, тем более что и здесь и там речь идет о творческом мышлении.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены