И рассеиваются миражи

Алла Осадчая| опубликовано в номере №1374, август 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Дорогая редакция! Хотим обратиться к тебе с вопросом. Мы учимся на последнем курсе. Наша близкая подруга и однокурсница собирается выйти замуж. Жених ее – иностранец, и после свадьбы ей предстоит уехать к нему. Лена не раздумывает, она все твердо решила. А вот мы ее отговариваем, даже собирали комсомольское собрание, говорили о том, как живут люди на Западе. Но Лену мы не смогли переубедить. Нам кажется, что ей будет одиноко и пусто. А как она будет воспитывать детей, учить их русскому языку? Но, может быть, мы зря рисуем будущее подруги в мрачном свете? Честно говоря, есть и те, кто завидует ей: вот, мол, повезло, окунется в красивую жизнь, будет шикарно наряжаться...

Если вам известно о том, как живется нашим женщинам, уехавшим после свадьбы из Советского Союза, расскажите об этом.

В. ПЯТОВА, Л. БУКИНА».

Москва

Встеча на Парк-авеню

И долго еще эта встреча не давала мне покоя... То был последний день пребывания нашей туристской группы в Нью-Йорке. Мы были в музее «Метрополитен», а оттуда решили пешком пройтись до гостиницы по вечерним авеню и стритам. Шли, глазея на яркие рекламы и бесчисленные витрины разнообразных лавочек и магазинов. По пути нам повстречался маленький скверик – всего три-четыре скамейки у какого-то памятника. И мы с попутчицей присели на свободную скамейку, с удовольствием вытянув гудящие ноги. И тотчас к нам подошла молодая, приятная женщина с девчушкой лет семи.

– Добрый вечер, – обратилась она к нам, – можно сесть рядом?

– Да, да, – сказала я, машинально подвигаясь на скамейке и не обратив в первый момент внимания на русскую речь. И лишь когда они с девочкой

скромно присели на краешек скамейки, я подумала: странно, почему она подошла к нам, ведь рядом были пустые скамейки, и обратилась по-русски?

И женщина, как бы отвечая на мой немой вопрос, сразу заговорила:

– Не удивляйтесь, я уже давно иду за вами. Как услышала ваш разговор, как поняла, что вы совсем недавно из Москвы, так и пошла за вами. Зачем? Сама не знаю, это трудно объяснить. Не бойтесь, пожалуйста, мне ничего не надо, я ничего не собираюсь просить. Я понимаю, что выгляжу смешной, но мне вот только бы немножко поговорить с вами, побыть вместе...

Так состоялось мое знакомство с советской гражданкой Надеждой Н. и ее очаровательной дочуркой Ларой. Обычная история, каких немало в наши дни: она – москвичка, работала переводчицей на одной из международных выставок. Он – служащий какой-то американской фирмы. Встретились, познакомились, оба молодые, красивые, веселые. И завертелось... Через год он еще раз приехал по делам фирмы и увез Надю с собой.

– Честно сказать, – начала свой рассказ Надя, – тогда я не задумывалась, а даже радовалась: почему же не уехать в Америку, не посмотреть свет, тем более Ларочка уже должна была вскоре родиться. Хотя помню, как плакала мама, как отговаривали меня на работе. И вот уже шесть лет я живу здесь. Живу, как во сне, в ожидании, что вот-вот проснусь и окажусь дома. Это вот так, как вы, хорошо приехать сюда на пару недель, ну, на месяц, посмотреть всю эту экзотику, а потом – домой. А я уж насмотрелась. Домой так ни разу и не выбралась, во-первых, муж не пускает, боится, что не вернусь обратно. А во-вторых, и денег на поездку сейчас нет. Так получилось, что Джордж больше года не работал, а я – вот. – И Надя кивнула на девчушку, прикорнувшую у нее на коленях. – Это вся моя работа, да и пытаться тут устроиться куда-то бесполезно, куда ни сунешься, глядят на тебя волком, дескать, самим мест не хватает, а тут еще иностранцы всякие. А если бы и было место, то для меня это тоже невозможно, ведь Ларочку некуда девать, здесь никаких яслей и детских садов нет. Об этом-то я раньше не думала. Тогда мне казалось все просто и весело – ну, как в кино. Но вот кино закончилось, и сейчас такая пустота. Ведь я совсем одна, ни с кем здесь не общаюсь. Муж на работе, забирает машину и уезжает по делам, неделями его не вижу. Не нахожу общий язык ни с кем...

Позже Надежда прислала мне письмо, привожу его почти полностью, потому что в нем, как мне кажется, довольно ясно выражены мысли, чувства, переживания, овладевающие большинством женщин, вышедших замуж за иностранцев и покинувших свою Родину:

«Почти всем нам, выехавшим за рубеж в связи с замужеством, кажется, что это что-то временное. И всем нам не хватает душевного спокойствия (вернее, его совсем нет). Чувствуешь, как постепенно духовно беднеешь... Волнует будущее детей и наше будущее. Мне тяжело, мне очень плохо, никому до меня нет никакого дела. Но, может быть, я исключение?

Я не могу похвастаться хорошими отношениями с мужем – они у нас не сложились. Поэтому мне по сравнению с другими еще тяжелее.

Каждая ошибка не проходит даром. И я теперь хорошо знаю, что самый несчастный человек у себя на Родине счастливее самого счастливого без Родины.

Да, мы виноваты перед Родиной. Но поверьте мне, многие из нас, ох, как уже наказаны за свою ошибку. В жизни любой ведь может ошибаться, и если человек в конце концов осознал свою вину, его надо прощать. Ведь ради любви чего только не сделаешь, особенно в молодые годы, когда не очень думается и кажется, что все радости еще впереди. А вот когда туман рассеивается, тогда и призадумаешься. Есть, конечно, среди нас и такие, которых интересуют только красивые тряпки, но мне кажется, что они не способны ничего переживать, они вообще не заслуживают, чтобы о них думали и говорили. Уехали, ну и ладно, воздух чище будет в родной стране. Но большинство из нас не такие, большинство уехало за своими мужьями, за любовью...

Очевидно, чтобы что-то понять, надо что-то потерять. И я знаю по себе, что нередко чувство патриотизма у многих наших женщин проявляется там, за границей, вдали от Родины. Мы ловим каждое слово о ней и каждый раз с гордостью стараемся подчеркнуть свою принадлежность к великому Отечеству.

Не знаю, как в дальнейшем сложится моя жизнь, но всегда была русской и всегда останусь преданной родной земле, ее людям.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

С войны не все вернулись

1945-1985. Живая память

Перед главным матчем

Беседа о шахматах длиной в два года