Некоторые женщины, уехавшие из нашей страны, нашли там то, к чему стремились: и муж, и дети, и материальное благополучие – кажется, живи себе... Но вот парадокс: на фоне всех этих благ вдруг вырастает недовольство собой и той жизнью, к которой стремились. На первый план выходит то, к чему они привыкли дома и не замечали этого, что казалось обыденным, будничным, порою обременительным и неинтересным: труд. Труд осмысленный, творческий, в гуще людей, с пользой для них.
Это то, что каждый у нас в стране волен выбирать и строить. Это то, без чего жить нельзя.
У меня в архиве хранится одно письмо, без обратного адреса. Вот оно:
«Все мы уехали из Союза не только за своими мужьями и не столько за ними, как за красивой, благополучной жизнью. И меня удивляют женщины, которые теперь что-то переживают. Их, видите ли, беспокоят только дети, только общение с русскими и желание вернуться на Родину. Будто у них нет никаких других проблем, чисто женских. Их недовольство, их неудовлетворенность я вижу лишь в одном – в отсутствии денег, в плохом материальном положении. У одной не хватает на жизнь, другой некуда пристроить детей. Я не стану ничего расписывать о себе. Меня не беспокоят эти проблемы, тем более что у меня пока нет детей. Но появятся – думаю, сумею их куда-нибудь пристроить. Живу, как хочу, не жалуюсь. Работаю в магазине, много путешествую с мужем, имею и машину и квартиру – словом, все, что хочу. И никакой тоски по оставленному дому не испытываю, и совесть не мучает меня. О какой Родине, о каком патриотизме могут говорить те женщины? Уехали – и всё. Ведь рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше».
Галина М. США.
Я бы не прочь поближе познакомиться с этой Галиной М., любопытно все-таки поглубже узнать истоки ее «рыбьей философии». Но подобные женщины с откровенными потребительскими взглядами как-то не встречались на моем пути: то ли я обходила их стороной, то ли они меня...
Встречались другие. Те, которые, покинув Родину (не будем гадать, что было превалирующим фактором – любовь или миражи заморской жизни), теперь мучаются, переживают, стремятся сохранить связь с Родиной и хоть чем-то быть полезной ей
Вот как пишет об этом Ирина Хиксон из Англии:
«Мне очень повезло, поскольку я нашла работу, да еще по специальности. Второй год веду курсы русского языка при технологическом техникуме. В группе есть люди разных возрастов. При общении с ними я поняла, как мало знают они о нашей стране, а большинство имеют искаженную информацию о советской действительности, о политике нашего государства в вопросах войны и мира. И в то же время в группе есть слушатели, которым удалось уже побывать в Советском Союзе. И вот тут-то при разговоре о нашей стране частенько разгораются дискуссии. Те, кто был в СССР, доказывают, как много у нас хорошего, как много делает государство для простого труженика.
Я, конечно, тоже не остаюсь в стороне, хотя мое мнение подчас считается субъективным.
А однажды была затронута тема второй мировой войны. И я выяснила, что все знания на эту тему у моих слушателей очень ограничены, а чаще просто извращены. Да можно ли их винить? Откуда им черпать сведения? Они питаются тем, чем пичкает их западная пропаганда: радио, теле видение, газеты. И вот я одному студенту дала задание – сделать на русском языке доклад о блокаде Ленинграда. Конечно, помогала ему подбирать нужный материал, фотографии. Принесли проигрыватель, прослушали 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича. Мои слушатели ничего подобного не знали, не представляли, как все эти ужасы мог вынести человек, и сколько горя фашисты принесли моему народу.
После этой лекции как-то само собой возник у меня со студентами душевный разговор. Мы долго беседовали, говорили о будущем, о мире, выясняли, кто кому грозит войной. И этот урок принес мне огромное удовлетворение, я почувствовала, что в какой-то степени смогла изменить негативные взгляды своих учеников, просветила их и принесла пользу своей Родине».
Многие советские женщины сейчас оказались не только в Европе, но и в Австралии, Латинской Америке, Африке, где о Советской стране знают в основном то, что им несут антисоветская пропаганда и разномастные «знатоки» славянской души. При такой информации немудрено и запутаться. Извращаются или в лучшем случае замалчиваются миролюбивые инициативы
Советского государства. Западная пропаганда трубит о том, что, дескать. русские хотят завоевать мир. Но как, каким путем? Да, мы действительно хотим «завоевать» мир. Но только не оружием, а сердцами, добрыми делами и своим личным примером.
Так пытаются строить свою жизнь за рубежом некоторые советские женщины. Оговоримся сразу – некоторые, и далеко не все. Не каждая попадет в благоприятные условия, во-первых. И, во-вторых, не у каждой, будем смотреть правде в глаза, к сожалению, пробуждается такое желание.
Будучи в Мехико в прошлом году, я побывала в консерватории на концерте учеников преподавательницы по классу виолончели Зои Камышевой. Почти десять лет, выйдя замуж за выпускника университета имени Патриса Лумумбы, она живет в Мехико. Далеко не сразу, но ей удалось устроиться на работу в консерваторию, сперва на общественных началах. И вот на отчетном концерте ее ученики разных возрастов, от семи до двадцати лет, исполняли произведения Балакирева, Чайковского, Рахманинова, Скрябина. А восьмилетняя сероглазая Марисоль пела на русском языке песни русского композитора Лядовой.
После концерта я наблюдала, как ученики и их родители тепло и душевно поздравляли свою учительницу. Они приняли и полюбили эту советскую женщину, которая отдает им свои знания, свое умение и душевное тепло. И суть здесь гораздо глубже: через нашу культуру, через общение с советским человеком мексиканцы познают советский образ жизни. Я беседовала с одним подростком, учеником Камышевой.
– Вы знаете, – говорил он, у себя дома я только и слышу: деньги, деньги... И лишь после знакомства с маэстро Камышевой я понял, что в жизни есть нечто более важное и интересное...
В Лиме при Обществе дружбы «Перу – СССР» есть школа с преподаванием ряда предметов на русском языке. Учится в ней около двухсот перуанских ребятишек. Своим созданием, своим существованием школа обязана советской гражданке Майе Роменец. В школе ребята не просто изучают русский язык. Они знакомятся с русской и советской литературой, изучают историю СССР, поют наши песни, словом, познают советский образ жизни. Даже создали пионерский отряд... Кроме Майи Роменец, которая работает завучем, в школе есть еще и другие советские женщины – преподавательницы русского языка и истории. А вот дочь свою Роменец отправила жить и учиться в Киев, к своей матери...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как в некоторых первичных организациях выполняются комсомольские постановления
Беседа о шахматах длиной в два года