— Что только? — Коля Соловьев побледнел и сжался, как от удара. Но удар прошел стороной. Ведь Славка уже смеялся.
— А только это, дорогой, не по правилам. Я, значит, ублажай ее, таскай чемоданы, а она вернется и в кино с тобой побежит. Так оно? Так, так, не крути головой. У нас в деревне за это штрафуют. — И он опять рассмеялся. Потом заговорил примирительно:
— Ну хорошо, провожу... Где она твоя злая, неверная? — И голос его театрально затрепетал, стал куда-то проваливаться. Ему нравилось ломать свой язык. И мы к этому скоро привыкли...
И Наташа привыкла. Она училась с нами в одной группе, жила на одном этаже. Ах, Наташа!.. В знакомой песне поется. Хорошие там слова. Но Наташа сама лучше песни, простите за сентиментальность. Ах, Наташа, Наташа... Я хорошо помню нашу первую встречу. Она подошла тогда к моей тумбочке, потрогала гору бумаг на ней и сверкнула глазенками:
— Уж не роман ли пишете?
— Конечно, роман. — Мы оба захохотали, и я заметил, какие у нее белые, морозные зубы. А глаза еще лучше. Они были продолговатые, синие и блестели, как льдинки. А над этими льдинками метались ресницы.
— Так значит, роман? — она опять прищурилась на мои бумаги.
— Ну что вы, что вы. Просто люблю портить чернила.
— А я люблю пирожное. На него и трачу все свободное время.
— Не верю, — сказал я тихо.
И в это время у меня за спиной возник Славка.
— А я верю. Как доказательство — приглашаю в кафе.
— Сейчас, что ли? — поразилась Наташа, и ресницы у ней застыли, потом заметались, как стайка птиц.
— Сейчас, доча, сейчас! — И он схватил ее за руку и потянул к двери. Я про себя возмутился: «Ну и приёмчики...» И еще что-то крутилось и жгло виски. Ушли, мол, бросили меня одного. Совсем-совсем одного... И только слабенький запах сирени стоял еще у двери. Это было ее дыхание — ее духи. Да что толку, ведь самой уже не было. И мне сделалось тяжело. Так бывает порой, вдруг начинаешь злиться, таить обиду на целый свет — и на друзей, и на близких, и на себя самого. И никто тут не поможет, никто: вдруг нахлынет тоска, как мешок набросят на голову, и ты страдаешь, ходишь с этим мешком. Так и было тогда, так и было... Я вдыхал запах сирени и без отрыва смотрел в окно. А там, за стеклом, лил дождь, и в этом сером, тягучем дожде мелькали какие-то всполохи. «Ах, Наташа, что мне делать...» — опять встала в голове никчемная песенка. И я уже презирал и Наташу, и песенку, а может, и то и другое сразу, ведь она выбрала Славку. И об этой печали стонал дождь за окном, и моя душа тоже стонала, сжималась. Ведь она выбрала, выбрала... Но только Славку ли? Но об этом потом, чуть дальше, не сразу...
А он так и стал называть ее — доча да доча. И Наташа не возражала. Почти каждую субботу они теперь убегали в кафе и заказывали там пирожное и мороженое. И у нее, конечно, испортилось горло. На Наташу накинулись ангины, простуды, и однажды ее целую неделю не было в группе. Славка затосковал и осунулся: на лице один нос да глаза. Но вот она появилась! И лицо совсем бледное, как будто припудрили. Мы все стали ее жалеть, но больше всех Славка:
— Как же ты, доча? Надо беречь себя, не поддаваться суровой жизни.
— Надо, — согласилась Наташа.
— Вот и договорились, — просиял Славка. — Больше мы не взглянем на это мороженое. Мы не пингвины.
— Правильно, не пингвины, — повторила покорно Наташа и посмотрела на него умоляюще. И сразу в глазах ее поднялась печаль. А потом вина... Я давно уж заметил, что все красивое изнутри немного печальное. И Славка тоже подумал об этом.
— Ну, доча-а, тебя у нас подменили. А глаза-то, глаза-то! Как после похорон... Наташа смутилась, щеки порозовели. Но Славку не остановишь:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Автобиографии
Наука — техника — прогресс