Рассказы о современной армии
Мы лежали в придорожных кустах и, затаив дыхание, ждали. Украдкой поглядывали на часы: еще сорок секунд... Кого же выберет командир? Тридцать секунд, двадцать пять… И вот, когда все другие звуки гасит оглушительный рев приближающегося локомотива, раздается команда: «Пускайте Альфу!..» Альфа, неброская, но очень ладная немецкая овчарка, быстро вскарабкалась на железнодорожную насыпь. Рывок зубами за кольцо, и, сбросив вьюк на рельсы, метнулась вниз, в кусты. Взрыва мы не услышали, вместо тола вьюк вьюк набит опилками. «Взрыв» на железной дороге был учебным. Так курсанты центральной военной ордена «Красной звезды» школы младших специалистов караульной службы вместе со своими четвероногими друзьями из собачьего питомника «Красная звезда» отрабатывали элементы боевого применения собак. Во время Великой Отечественной войны тем же самым способом собаки успешно пускали под откос вражеские эшелоны.
Историческая справка. Первый приказ РВС СССР о создании специальной организации военного собаководства в Красной Армии появился 23 августа 1924 года: «В целях проведения опытов по применению собак в военном деле... организовать в г. Москве при Высшей Стрелково-Тактической школе Центральный учебно-опытный питомник-школу военных и спортивных собак для целей разведки, связи, сторожевой и санитарной служб в войсках и окарауливания военных складов в помощь сторожам...»
Так было положено начало организации собаководства в Красной Армии.
...На полигоне идут занятия. Молодняк осваивает общий курс дрессировки, а мы наблюдаем за действиями взрослых, получивших «высшее» образование псов.
Немецкая (восточноевропейская) овчарка Дунай в защитном костюме из блестящей ткани, в противогазе, обвешанная всевозможными датчиками,
проникает в горящий дом. Это так называемая дозиметрическая служба. Заодно Дунай спасает из огня «ребенка».
— Дунай не только дозиметрист и спасатель, — рассказывает его вожатый ефрейтор Виктор Лесовой, — он еще и в разведку ходит. Замечательный пес!
Затем ризеншнауцер Джин и рядовой Михаил Линьков задерживают «нарушителя» в толстом стеганом ватном халате. Они идут навстречу друг другу — Линьков с Джином и человек в халате. «Преступник» неожиданно заносит над Михаилом «нож», Джин тут же взлетает в воздух и повисает у него на руке, перехватив зубами запястье. Деревянный нож уже у Михаила. «Стой, — командует он. — Руки вверх!» "Потом будет обыск задержанного, попытка к бегству, задержание (Джин прыгает беглецу на спину и сбивает его с ног), еще одна погоня со стрельбой... Рядовой Линьков и его черный Джин свое дело знают. «Нарушитель» не уйдет. Джин — один из немногих псов, способных в прыжке сбить всадника с лошади, мчащейся галопом.
А навьюченный грузом «взрывчатки» Рекс тем временем ползет под танк — таким способом собаки уничтожили во время Великой Отечественной войны более трехсот вражеских «тигров», «пантер» и «фердинандов».
Снаряжая собаку под танк, боец знал, что отправляет ее на верную смерть: собаки взлетали на воздух вместе со взорванной техникой. «Было тяжело, ведь мы успевали к ним привязаться, — вспоминает участник тех боев, ныне директор музея боевой славы Центральной школы-питомника Г. И. Бортников. — Но шла битва, в которой гибли миллионы людей, и жалеть собак мы не имели права».
На боевом счету подразделений военного собаководства свыше 200 тысяч боевых донесений, доставленных в обстоятельствах, когда других средств связи не было; более 600 тысяч вывезенных с поля боя тяжелораненых. Четвероногие саперы обследовали заминированную противником территорию площадью более 15 тысяч квадратных километров. Они участвовали в разминировании 303 городов и населенных пунктов, 18394 зданий, обнаружив свыше 4 миллионов мин.
Не случайно в параде Победы на Красной площади принял участие и полк военного собаководства. Во главе колонны шел один из организаторов применения собак на войне, генерал-майор Г. П. Медведев.
Более шестидесяти лет жизни отдал Григорий Пантелеймонович Центральной школе. Он и сейчас часто приезжает сюда, беседует с молодыми воинами, передает им свой богатейший опыт, помогает готовить собак к показательным выступлениям.
После войны число собак в стране резко сократилось. Генерал получил приказ: вывести новые отечественные породы. Опыт применения их на полях сражений дал специалистам ясное представление о том, какими должны быть эти собаки.
— Для различных видов служб в армии и народном хозяйстве требовались собаки, обладающие целым комплексом полезных качеств, — рассказывает Г. П. Медведев. — Они должны были быть крупными, сильными, неприхотливыми, выносливыми, с хорошим чутьем и крепкими нервами, осторожными, способными стойко сохранять и передавать по наследству навыки, быть преданными своему вожатому...
Ни одна из имевшихся в стране пород полностью эти требования не удовлетворяла. Даже, казалось бы, универсальная немецкая (восточноевропейская) овчарка — и та не выдерживала условий Крайнего Севера.
Более трех десятилетий специалисты «Красной Звезды» под руководством генерал-майора Медведева ведут кропотливую селекционную работу. Благодаря их усилиям на свет появились и завоевали большую популярность черный терьер, водолаз, московская сторожевая...
Вместе с Григорием Пантелеймоновичем заходим в племенной питомник. Останавливаемся у московских сторожевых, или, как их называют для краткости, «москвичей».
— Смотрите на этого малыша. У него в четвёртом поколении сидит Файрам... До сих пор не могу забыть этого отважного пса.
Файрам нес в ту ночь караульную службу у складов. Преступник знал, что склады охраняются, и был вооружен. Но такой развязки он не ожидал.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.