«Еще поборемся!»

Валерий Майоров| опубликовано в номере №1490, июнь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Михаил Кондаков, оказавшись лидером по числу полученных голосов, победы на выборах 26 марта не одержал. Я пишу эти строки за неделю до повторного голосования и даже стараюсь не предполагать, каким окажется их результат. Правда, должен признаться: не беспристрастно ожидаю того, чем закончится напряженная, изнурительная, нервная, порой выходившая за рамки корректности (не по вине кандидатов!), предвыборная борьба в Архангельске. Но все же интересует меня иное: кто они, отважившиеся, выражаясь старым штилем, ступить на стезю государственной политической деятельности? На какой сумме социальности, нравственности, интеллекта базируются их взгляды и подходы к перестроечным процессам? Достаточен ли запас гражданской активности, смелости, принципиальности или это рыцари на час, оказавшиеся на гребне общественного интереса в силу тех или иных случайностей, чьего-то конъюнктурного расчета, кабинетных игр?

И понятен наш интерес к Михаилу Кондакову — он один из немногих в стране молодых рабочих, попавших после «отборочных раундов» предвыборной кампании в списки для голосования. Определяющим моментом служило для нас и то, что кандидатуру Михаила, наряду с несколькими производственными и учебными коллективами, собранием жителей микрорайона, выдвинул и пленум Архангельского горкома ВЛКСМ. (Тут следует, пожалуй, заметить, что в былые годы такое обстоятельство осталось бы абсолютно незамеченным. А ныне дало повод противникам Кондакова говорить о нем как о «ставленнике аппарата».) Накануне выборов газета «Моряк Севера» провела небольшой опрос экипажей судов, находившихся вдалеке от родного порта. Вот радиограмма, пришедшая от В. Дятлова, капитана теплохода «Константин Юон»: «Буду голосовать за Кондакова. Он смел и бескопромиссен в постановке принципиальных вопросов. За его плечами уже есть реальные депутатские дела. Как рабочий человек Михаил малоуязвим для бюрократов. Тем более что, работая над своим самообразованием (знаю, к примеру, что Кондаков один из самых активных членов философско-политического клуба), Михаил здорово вырос как оратор, полемист, умеющий аргументировано и убедительно отстаивать свои взгляды»...

С. Груничев, секретарь партийной организации теплохода «Бакарица»: «Кондаков не случайный кандидат. Он человек неравнодушный, горячий. Те проблемы, что поднимает, не носят местнического характера. Они злободневны, насущны для всей страны»...

Мнение плотника технической службы пароходства А. Тюхова: «Жаль, что из трех кандидатов по нашему округу пройдет только один. Но не будем забывать о выборах и в местные Советы. Сегодняшних кандидатов, не прошедших в парламент страны, мы сможем избрать, к примеру, в областной Совет... Что до завтрашних выборов, то склоняюсь сердцем к Барашкову. А умом и двумя руками проголосую за Кондакова».

...В три часа ночи 27 марта на выходе из конференц-зала горисполкома я говорил Михаилу, чтобы не огорчался, не вешал носа, что он лидирует и что вообще будущее за такими, как он, Кондаков. Но мои утешительные «примочки» в общем-то не очень были нужны ему:

— С самого начала трезво смотрю на вещи и готов к любому исходу. Через две недели ситуация может сложиться не в мою пользу. Но коли ввязался в политику, надо осознавать, что это не спорт: здесь не обязательно победа за сильнейшим...

Кондаков хотел еще что-то добавить, но в этот момент в него вперилось око телекамеры, и он улыбнулся интервьюеру, подошедшему с микрофоном...

«Грумант», впаянный в пожелтевший, простеганный вдоль и поперек людскими тропами лед гавани, стоял у причальной стенки завода «Красная кузница».

По сухопутным понятиям, на буксирном катере портофлота шел капитальный ремонт, называемый на морском языке большим заводским, после которого предстояло идти на класс регистра, то есть получать как бы новый паспорт.

Ступив со льда на мостки, мы поднялись вслед за Кондаковым на палубу. Заметив нас, навстречу вышли одетые в каски парни — члены экипажа, Мишины товарищи.

Кондаков — моторист на «Груманте». Конечно, интереснее было бы побывать на судне во время работы, когда небольшой и неказистый буксир манипулирует в акватории порта океанскими лесовозами, сухогрузами, заводя их на стоянки, к пирсам или же, наоборот, выводя на большую морскую дорогу.

С виду это самая что ни на есть черновая, однообразная работа. Ни тебе романтики дальних странствий, ни маломальского морского антуража. А поди ж ты! — попасть в экипаж такого суденышка, оказывается, не так-то и легко. Если откроется вакансия, новичок проходит не формальный, а придирчиво контролируемый испытательный срок. Остаются только профессионалы, трудяги, да и натурой не мелкие, не рвачи и не ловчилы. Потому-то на «Груманте» (впрочем, как и на «Поморе», «Севере», «Мурмане» и других портовых буксирах Северного морского пароходства) такой сбитый, стабильный, хотя и молодой в возрастном отношении коллектив. За последние годы нагрузки здесь выросли (одновременно с сокращением штата) — отсюда и омоложение экипажей. Опровергающее, к слову, одно из расхожих стереотипных представлений о молодых моряках: среди них, оказывается, немало таких, кто не видит первостепенного смысла в «загранке», во всяких там валютных приобретениях, если ради этого надо надолго покидать семью.

В экипаже «Груманта» четырнадцать человек.

...Миша Кондаков пришел сюда шесть лет назад. После армии. Успев закончить перед воинской службой техническое училище, где и приобрел специальность.

На многих предвыборных собраниях избиратели задавали ему вопрос: не собирается ли он продолжать свое образование? Иногда по интонациям чувствовалось: вопрос «на засыпку», с намеком на высокий образовательный уровень его конкурентов по предвыборной борьбе. В первую очередь Юрия Анатольевича Барашкова, доцента Архангельского лесотехнического института, популярного в студенческой среде, известного в городе выступлениями против командно-бюрократических структур.

Что мог ответить Миша? Что рос без отца, а мать получала более чем скромную зарплату? Что все десять классов отучился хорошо, но как-то само собой предполагалось, что надо после школы самому зарабатывать на жизнь? Все это так. Но корень-то в другом. В том, что любит он свой буксир. И работу моториста. Он так и отвечал:

— Не думаю в ближайшем будущем менять место работы.

В одной из аудиторий услышал от Кондакова более пространный ответ на вопрос, ставший типичным.

— Закономернее все же говорить об образованности, а не об образовании. Если нет таланта, призвания к научной работе, то никакой диплом не поможет стать ученым. И наша общая беда в том, что многие на своих рабочих местах с дипломами и знаниями остаются дилетантами. Уверен: наступившее время изменит систему ценностей. Мы лишь тогда выйдем из застоя, когда на любом месте будет первоклассный профессионал. Ну, а если человек он еще и с широким кругозором, умеющий объясняться и доказывать свою правоту не междометиями или по бумажке, если имеет независимый взгляд на вещи, так важно ли, есть у него диплом или нет?!

Кондаков — хороший оратор. Логичен и лаконичен. Хотя иногда чересчур резок — эту свою слабость он знает и, похоже, потихоньку избавляется от нее. С ним интересно говорить. Особенно на экономические темы, которые-то и волнуют нас сейчас больше всего. Этот предмет он знает в объеме многочисленных публикаций последних лет плюс соответствующие работы Ленина, плюс свои соображения, связанные с личными наблюдениями, так сказать, по месту работы и жительства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены