В XV — XVI веках подписи авторов уже встречаются, хотя все равно довольно редко. Позже подпись стала правилом для законченных, считавшихся удачными работ. И только в XIX веке художники подписывают все свои произведения. Были и другие причины, почему картина теряла имя творца. Подпись художника могла просто стереться или быть отрезанной вместе с частью полотна. Иногда ее нарочно заменяли фальшивой, более «громкой». Всякое могло случиться за долгую жизнь картины. Ведь порой с момента ее создания художником проходят сотни лет. Так что, когда такое «безымянное» произведение попадает в музей, в первую очередь делается все возможное, чтобы возвратить ему имя автора.
Среди моих собственных атрибуций есть наиболее дорогие мне. Несколько лет назад житель города Таллина предложил нам купить имевшуюся у него картину «Оплакивание тела Христа», принадлежавшую якобы кисти испанского художника Франческо Рибальты. Мне показали фотографию с картины. Ее композиция, манера исполнения точно повторяли давно известный рисунок Жака Белланжа, находящийся в Музее изящных искусств города Дижона. Было ясно, что дижонский рисунок является эскизом той картины, которая предлагалась Эрмитажу. И предстояло определить: является ли таллинская картина оригиналом мастера или только ее копией?
По моей просьбе картину привезли в Эрмитаж. Выглядела она малопривлекательно: без подрамника, свернутая в рулон, она была сильно загрязнена, закопчена. Видимо, долгие годы она висела в какой-то церкви и прихожане ставили перед нею, как перед иконой, свечи. И все-таки при внимательном рассмотрении даже сквозь слой грязи, многократные лаковые покрытия можно было увидеть, что автор — незаурядный живописец. Между тем, по многочисленным свидетельствам современников Белланжа, известно, что он был замечательным художником.
Так вот. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Реставрировала ее мастер высшей квалификации Татьяна Дмитриевна Чижова. После долгого, кропотливого труда полотно совершенно преобразилось, великолепная живопись снова увидела свет. Теперь эта картина Белланжа украшает экспозицию французского искусства Эрмитажа. Кстати, это самая совершенная из сохранившихся работ художника...
— Ирина Владимировна, кроме дижонского рисунка, существуют иные доказательства, что это именно Жак Белланж?
— Разумеется. Рисунок только подал мысль, но я искала и другие доказательства. В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за которым, склонившись, стоит другой, одетый в кардинальскую мантию. Этот второй Покровительственно положил свою руку на плечо первого. В кардинале легко узнать святого Карла Боромея. Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов — с характерным носом, — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. По этим картинам знаем его и мы.
Далее, правитель Лотарингии герцог Карл Лотарингский считал святого Карла Боромея своим покровителем. В те времена любили дарить церквам картины религиозного содержания. Причем донатор, даритель картины, заказывая ее художнику, требовал обычно, чтобы на полотне была изображена и его собственная персона, дабы ни бог, ни церковь не забывали о его благом поступке. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что на полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. Отсюда логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» как раз и принадлежит кисти последнего. Конечно, можно было бы допустить, что у нее другой автор. Однако в ту пору в Лотарингии и ближайших к ней землях не было художника столь высокого мастерства...
Двести пятьдесят атрибуций — и за каждой своя история, порой сенсационное открытие. К последним с полным правом можно отнести установление авторства знаменитого голландского живописца XVII века Франса Хальса в картинах «Святой Матерей» и «Святой Лука» из собрания Одесского музея западного и восточного искусства, где они числились работами неизвестного художника.
Отдел нумизматики по числу хранимых предметов занимает первое место в Эрмитаже — более миллиона ста тысяч монет, орденов, медалей, — являясь одним из крупнейших в мире собраний. Возглавляет его Всеволод Михайлович Потин.
— Всеволод Михайлович, говорить о нумизматической коллекции Эрмитажа все равно, что пытаться объять необъятное. Может быть, остановимся только на наиболее интересном?
— В нумизматике все интересно. За каждой монетой — история...
— А если из них выбрать «самые-самые»? Допустим, самые-самые редкие монеты, самые большие или, наоборот, самые маленькие?
— В коллекции Эрмитажа хранятся деньги разных времен и народов — от примитивных «товаро-денег» в виде раковин каури, кусков соли, металлических прутьев до золотых, серебряных, медных монет Древней Греции, Византии, Рима, средневековой Европы, металлических монет, бумажных банкнот современных государств.
Самые большие по размеру металлические монеты в нашем собрании — шведские плоты (плиты) достоинством в восемь далеров и весом в 16 килограммов. Самые маленькие — западноевропейские (в основном немецкие) серебряные, весом всего в несколько десятых грамма. Их, можно сказать, не чеканили, а штамповали одним ударом из положенных друг на друга нескольких слоев тонкой серебряной жести. Поэтому у верхних монет рисунок штампа был виден хорошо, у нижних был смазан. Эти монеты настолько легки и тонки, что внешне чем-то напоминают рыбью чешую. Кстати, это часто приводит к потере очень важных с исторической точки зрения кладов. Несведущие люди, найдя их, считают, что такие старинные монеты не представляют ценности.
Настоящей жемчужиной нумизматической коллекции Эрмитажа является дирхем, отчеканенный в 195 году Хиджры (810 — 811 год по европейскому календарю) в память пятидесятилетия Умржавад Зубайды, двоюродной сестры и жены знаменитого Харуна аль Рашида. Она славилась поэтическим даром и широкой благотворительностью. Предание приписывает ей основание ряда городов, устройство водоемов и караван-сараев на пути из Багдада в Мекку.
Естественно, наиболее полна по подбору наша коллекция русских монет, украшением которой являются древнейшие русские монеты — златники и серебреники рубежа X — XI веков. Из десяти известных в мире златников семь хранятся в Эрмитаже.
Здесь же находится и значительная часть серебреников. Необычайно редки имеющиеся у нас две золотые русские монеты XV века. Это — подражание венгерскому дукату и английскому ноблю. Последний в русских источниках по изображенному на нем кораблю называется корабельником. Обе монеты чеканены в период правления Ивана III
Редчайшей является и более поздняя монета — серебряный рубль Константина, отчеканенный в 1825 году всего в семи экземплярах. После смерти Александра I предполагалось, что на российский престол взойдет его брат Константин. В связи с этим было решено загодя начать выпуск серебряных денег с изображением нового императора. Однако Константин от престола отказался, императором стал Николай I, и семь пробных рублей оказались как бы «без хозяина». Долгие десятилетия они находились на спецхранении в государственном банке, но во время революции каким-то странным образом оттуда исчезли. Только два из них остались в нашей стране: один — в Эрмитаже, другой — в Историческом музее в Москве. Остальные кочуют по частным зарубежным коллекциям. Несколько лет назад промелькнуло сообщение, что на аукционе в Швейцарии один рубль Константина был продан за сто тысяч долларов. Теперь, говорят, их цена поднялась до 150 — 200 тысяч долларов за экземпляр.
— Всеволод Михайлович, вы сказали, что в ином кладе может храниться разгадка или свидетельство важного исторического события. Подобное случается на самом деле?
— Это — правило. Клады всегда не только монеты и ценности, которые в них хранятся, но еще и какая-то история. Именно поэтому они так дороги для научной работы. В дар Эрмитажу — в прежние времена и в наши дни — передано много очень дорогих нумизматических коллекций. Порой они содержат уникальные монеты. Но все эти коллекции — за редким исключением — оторваны, если можно так выразиться, от исторической почвы. Они много раз куплены, перекуплены, собраны по частям, по штучкам, и трудно проследить, что, откуда и почему пришло.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
В обсуждении статей Л.Жуховицкого приняли участие 546 читателей «Смены»
Валентин Катаев начинающим литераторам, к 90-летию писателя