Органика слегка карикатурного изображения простой повседневной жизни в сопровождении дурашливо-серьезных мелодий неизменного струнно-духового ансамбля не скрывает глубокий смысл шутливого дедушкиного завета. Подобный юмор не для «Оскаров» и «Пальмовых ветвей». Его воспринимают, разумеется, далеко не все, более всего те, , кто в принципе не приемлет жанр абсурда. У Кустурицы же он, снося «башню» зрителям и опрокидывая привычные законы логики, только ярче оттеняет гуманную идею фильма, вызывая сочувствие к забавным героям ленты.
...В конце войны в бывшей Югославии сербский молочник Коста, роль которого исполнил сам режиссер, возит свои продукты солдатам прямо на линию фронта, проходящую по его деревне. Тем временем суженая героя покупает для собственного брата, видного полевого командира, невесту в Центре перемещенных лиц. Ею оказывается красавица итальянка с сербскими корнями в исполнении Моники Белуччи. Суженая Косты планирует сыграть сразу две свадьбы – свою и брата, однако Коста влюбляется в итальянку, и она отвечает ему взаимностью. А приготовления к обоим торжества идут тем временем своим чередом...
Балканские войны последних десятилетий ушедшего века уже в третий раз становятся мучительной темой выдающегося сербского режиссера. И при этом он всякий раз дальше и дальше отходит непосредственно от политики. В фильме «По млечному пути» (2016) ее нет вообще. Война же здесь предстает абсолютным злом, тотальным безумием, которому противится даже животный мир в лице соколов и змей, помогающих Косте и мешающих его врагам. Бывший музыкант-молочник со своей возлюбленной не желают иметь с войной ничего общего, но по жестокой иронии судьбы, пережив ужасы гражданской войны, попадают в руки британских миротворцев, которые вместо наведения порядка устраивают в истерзанной провинции новую бойню...
Уповать героям фильма остается лишь на чудо. И оно не заставляет себя ждать. Загнанные британскими преследователями на высокое дерево, Коста с подругой вдруг просто улетают от них. А в другой сцене выручающие их соколы смахивают крыльями псевдомиротворцев с горы, где спасаются влюбленные. Волшебство и реальность идут в картине рука об руку, ничуть не подрывая доверия зрителей к фильму.
Последние работы стареющего мэтра не принесли ему значимых фестивальных лавров, зато сохранили зрительские симпатии. «Я свободный человек. Снимаю то, что хочу, а не то, что заказывают продюсеры. Живу, где хочу. Теперь – в Дрвенграде, деревне, которую построил сам». Там ныне туристический центр, проводятся семинары по кино и разные фестивали. Улицы носят имена людей, которыми Эмир восхищается: Теслы, Марадоны, Фелини, Тарковского...
Кустурица не раз утверждал, что любит и чтит русскую культуру, называет Россию братской страной. Он неоднократно выступал в Крыму, посещал разные регионы России. Охотно снялся в нашумевшей картине А.Волгина «Балканский рубеж». «Для меня участие в этом проекте – выражение моей любви к России, дань признательности ей за защиту моей Родины»,- заявляет выдающийся режиссер.
Эмир Кустурица всегда подчеркивал, что русская литература в значительной степени повлияла на его творчество. Среди наших писателей он особо выделяет Гоголя, Достоевского, Платонова и Прилепина. «Обитель» Прилепина – один из лучших романов, которые я читал в последнее время», - заявлял он. И продолжал: «Достоевский мне очень близок. Скоро буду снимать фильм по мотивам «Преступления и наказания». Деньги уже есть. Одну из локаций хочу выбрать в Краснодарском крает. Я не могу снимать без солнца, оно мне необходимо. А там его много...».
Об этой экранизации Кустурица, оказывается, мечтает вот уже тридцать лет. Вначале собирался пригласить на роль Раскольникова Джонни Деппа, с которым дружен. Однако годы не стоят на месте... Другой «русский» проект режиссера – роман Евгения Водолазкина «Лавр», за его экранизацию он собирается приняться после «Преступления и наказания».
По сообщениям СМИ, министр обороны РФ С.Шойгу недавно предложил Эмиру Кустурице занять пост главного режиссера Центрального Театра Российской армии. Маэстро отнесся к лестному предложению министра с большой ответственностью, сказав, что пока не видит для себя возможность возглавить столь известный театр, а вот поставить на его сцене несколько спектаклей очень бы хотел.
«Для меня гораздо важнее быть свободным, нежели счастливым ,- признался однажды мастер.- Но я счастлив, что не сделался заштатным голливудским режиссером».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
27 октября 1782 года родился Никколо Паганини
22 января 1788 родился Джордж Гордон Байрон
2 декабря 1923 года родилась Сесилия София Анна Мария Калогеропулос (Мария Каллас)
7 ноября 1850 года началось расследование преступления до сих пор не раскрытого
1 июня 1804 года родился Михаил Иванович Глинка