Эмир Кустурица

Юрий Осипов|19 Ноября 2024, 16:31| опубликовано в номере №1912, февраль 2024
  • В закладки
  • Вставить в блог

Символичная глубина фильма захватывает с первых минут. Он начинается игрой в кости и ею же заканчивается, как бы подчеркивая, что в судьбе человека все происходит по воле случая, и все полученное можно потерять в один миг. Герой здесь, становясь бизнесменом, попирает все этические нормы и условности, превращается в изгоя... И тоже словно случайно. На самом же деле его жизненный путь постоянно ставит героя перед выбором.

И вновь – главный приз в Каннах, уже за режиссуру, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».

                                                                      

Примерно в это время Кустурица начинает играть на  бас-гитаре в сараевской панк-рок-группе «Не курить!», вскоре, правда, прекратившей свое существование, но возродившейся в последующие годы. Прекратилась также педагогическая деятельность режиссера. Как только в местной киношколе узнали о его музыкальных выступлениях, он был уволен. Впрочем, отлучения от полюбившегося ему преподавания не произошло – Милош Форман пригласил его читать лекции в Колумбийском университете.

Вот тогда-то он написал с одним из своих студентов Д.Аткинсом  сценарий фильма «Аризонская мечта». Снимал эту картину Эмир в Голливуде в 1993 году. Снимал долго и подчас мучительно, вступая в конфликты с продюсерами. В заглавных ролях у него снялись голливудские мегазвезды  Джонни Депп и Фэй Дануэй.

...Розовый воздушный шарик летит по небу, сбежав из чьей-то мечты. Ветер несет его над заснеженной равниной, над волнами моря, над крышами небоскребов... В «Аризонской мечте» мечтают все! Иногда вслух, иногда во сне. Юный и прекрасный Аксель тоже мечтает  рядом с двумя влюбленными в него до безумия женщинами, готовыми разорвать предмет своей любви на части. И эта страсть-мечта объединяет их... А розовый воздушный шарик, пролетев множество километров, однажды находит все же своего адресата и стучится к Акселю в окошко. И тот его впускает. А вдруг и к вам, отправляет режиссер образный посыл зрителям, прилетит однажды из бесконечной синевы воздушный шарик вашей мечты? Не упустите его!..

«Серебряный медведь» Берлинале прокату фильма не помог, он остался «кино не для всех», что, впрочем, Кустурицу мало огорчило, как и его «несложившийся роман» с Голливудом. Из «фабрики звезд» амбициозный режиссер вернулся в родную Югославию, где в 1992-м вспыхнул кровавый  межэтнический конфликт на  территории Боснии и Герцеговины. Дом семьи Кустурицы был разрушен, отец вскоре  скончался от сердечного приступа. Семья нашла прибежище в Черногории.

Эмир тогда посчитал своим долгом начать работу над фантасмагорическим фильмом-притчей с элементами черной комедии «Андерграунд» по сценарию известного сербского драматурга Д.Ковачевича.  Фильм вышел на экраны в 1995-м и принес режиссеру вторую «пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Однако причудливое киноповествование, связавшее прошлое страны на Балканах – вечного яблока раздора – с эпизодами начавшейся там войны, вызвало неоднозначную реакцию критики. Решив, что его не поняли,  Кустурица  заявил было об уходе из кинематографа, от чего затем отказался.

Смотреть «Андерграунд» нелегко, потому что картину переполняет боль

 режиссера за истерзанное Отечество, чей дым, увы, не сладок и не приятен. Мы видим в фильме людей, буквально «отравившихся» войной, не понимающих своего сползания за грань безумия... Потрясает финал – сплав боли, счастья и отчаяния, утверждающий выстраданную веру в неизбежное торжество добра и справедливости, веру в истинную дружбу, в очистительный вихрь народной пляски, во все, ради чего стоит жить.                                                                 

Кустурица неоднократно подвергался и продолжает подвергаться  нападкам  за свои открыто выражаемые политические взгляды. Он являлся противником распада Югославии и по-прежнему называет себя югославом, заявляя о приверженности социал-демократическим ценностям, хотя и не исключая  при этом анархических устремлений. Много шуму наделал его экстравагантный поступок, когда в 1993-м он вызвал на дуэль одного из лидеров сербских радикальных националистов В.Шешеля и предложил провести поединок в центре Белграда, предоставив выбор оружия противнику. Тот под благовидным предлогом от дуэли уклонился.

Кустурица  неоднократно высказывался в поддержку политики российского руководства и лично президента Путина, одобряет присоединение Крыма к России и СВО РФ на Украине. Он осудил нынешний запрет США и их союзниками на российскую культуру, которую считает неотъемлемой частью культуры европейской.  «Так делали нацисты», - заявил режиссер. При этом Кустурица известен  своими монархическими симпатиями и принял участие в акции сербских деятелей культуры против отделения края Косово от Сербии.

Позицию мужа разделяет супруга режиссера, Майя, воспитавшая с ним двоих детей – дочь и сына, который стал музыкантом и композитором, сыграв в двух фильмах отца «Жизнь как чудо» и «Завет» (речь о них впереди). Совладельцы кинокомпании, занимающейся производством всех фильмов режиссера, Эмир и Майя участвовали в финансировании Храма во имя святого Саввы Сербского в построенной по собственному проекту Кустурицы  деревне на Мокрой горе. Это произошло после того как в 2005 году он принял православие в старинном черногорском монастыре, утверждая, что его дальние предки были православными сербами, и, таким  образом, принятие  им христианства стало возвращением к истокам.

Примечательно, что в 2005 году Эмир Кустурица  стал лауреатом престижной архитектурной премии за свой проект – деревню Дрвенград в горном районе  на юго-запад от Белграда. Она была построена целиком из дерева для съемок фильма «Жизнь как чудо» (2004) и является туристическим объектом, на территории которого действуют православная церковь, музей и кинотеатр. По словам режиссера, после потери родного города Сараево (куда он отказывается возвращаться) ему хотелось построить свой заповедный уголок. Такой же, как Андричград (город Андрича), возведенный вблизи Вышеграда под руководством и при финансовой поддержке Кустурицы  в честь его соотечественника, удостоенного Нобелевской премии выдающегося писателя Иво Андрича.

                                                                                 

Фильм «Жизнь как чудо» вышел на экраны после долгого перерыва и вновь был обращен к трагическим событиям войны на Балканах, показанных Кустурицей в его излюбленном жанре трагикомедии. Контраст беззаботности и бедствования, вот что такое эта картина, насквозь пропитанная волнующей и чувственной музыкой. Несмотря на  некоторую  затянутость,  она смотрится как сказка! Грустная и смешная одновременно. Наивный романтизм, подкупающая искренность и сумасшедший драйв сливаются здесь в причудливый сплав подлинного искусства.

Высшая  французская  кинопремия «Сезар» несколько компенсировала Кустурице первый его «пролет» на Каннском фестивале, и все же горьковатый привкус остался. «Жизнь как чудо», конечно, заслуживала большего и могла бы потягаться за фестивальные призы с предыдущей культовой лентой режиссера – безбашенной этнической комедией «Черная кошка, белый кот», завоевавшей «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском киносмотре в 1998 году.

Этот удивительный фильм обращен к простым зрителям. Сочный колорит, экзотичный цыганский менталитет и невероятная живописность каждого кадра делают абсолютно доступным духовное содержание картины с его центральной идеей об условности любых социальных барьеров и различий между настоящими людьми, будь они бедными и богатыми. «Это начало прекрасной дружбы»,- так говорит на свадьбе детей цыганский «барон» рядовому члену их сообщества, с которым теперь породнится...

Восьмой полнометражный фильм  Кустурицы получил библейское название «Завет» (2007). Он  отсылает к библейским притчам, правда, на современный лад. Заброшенная деревенька, трое калек. Дед посылает внука в город продать корову, купить икону и найти себе невесту и – пошли наворачиваться фирменные кустуриевские  безумства...

Фильм смотрится на одном дыхании, похожий и не похожий на предыдущие работы мастера. Есть тут старые проверенные методы и новые находки. Картина смешит и печалит. Тем более, когда осознаешь полностью ее сюжетную ситуацию. Мать с дочерью в закладе у местного мафиози. Два брата, всей душой привязанные к деду и теряющие его. Любовные страсти между дедом и школьной учительницей. И в финале – похоронный марш в разгар свадебного веселья под аккомпанемент рева моторов БТР и треска автоматных очередей...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Нераскрытое преступление

7 ноября 1850 года началось расследование преступления до сих пор не раскрытого

Любимая "Мымра"

8 декабря 1934 года родилась Алиса Бруновна Фрейндлих

в этом номере

Реформатор от балета

11 апреля 1880 года родился Михаил Михайлович Фокин

Нераскрытое преступление

7 ноября 1850 года началось расследование преступления до сих пор не раскрытого