Мертвая петля

Н Коцарь| опубликовано в номере №510, август 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

27 февраля 1887 года родился Пётр Николаевич Нестеров

В пасмурный осенний день 1912 года на распределительном пункте миргородского уездного воинского начальника Полтавской губернии стояли выстроенные новобранцы. Шла разбивка по воинским частям. Унтер-офицер, вызывая по списку каждого новобранца, писал ему мелом на груди определённую цифру. В числе четырёх новобранцев мне написали цифру 7.

Только немного позже я узнал смысл этих цифр: они означали номера частей, в которые определялись новобранцы на службу. Через несколько дней, разрезая осеннюю мглу, наш поезд тянулся к Киеву. Там была 7-я воздухоплавательная рота - воинская часть, в которой мне пришлось начинать военную службу.

Не успели мы ознакомиться с воздухоплаванием, как наступил 1913 год. Россия готовилась к войне... Наша рота срочным порядком пополнялась новыми людьми. Она развёртывалась в 3-ю авиароту.

В это время прибыл к вам военный лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров. Он был назначен командиром XI авиационного отряда, входившего в состав 3-й авиационной роты.

Пётр Николаевич был скромный, спокойный, сосредоточенный человек. Проблески мягкой, приветливой улыбки раскрывали истинную натуру молодого летчика, скоро расположившего к себе солдат не только своего, но и других отрядов.

В состав роты входили четыре авиационных отряда: III IX. XI и XII.

По укладу жизни в авиационных отрядах отряд Нестерова выделялся чем-то особым. В его отряде никогда не случалось никаких необыкновенных происшествий. Отсутствовало и наказание солдат. Такие порядки были редкими в армии того времени.

Весной начались тренировочные полёты. В то время мне пришлось первый раз увидеть самолёт в воздухе.

Утром и вечером к штабу роты подъезжала длинная грузовая автомашина с брезентовым верхом, забирала лётчиков и увозила на аэродром. После окончания полетов привозили рапорт дежурного офицера по аэродрому, в котором фиксировались полёты каждого лётчика и их продолжительность. Полёты были кратковременные: 8, 10, 15 минут. На основании этих рапортов отдавались приказы по роте. Так вёлся

учет налетанного времени. Как ни далеки были солдаты от жизни офицеров, всё-таки бросалось в глаза, что Пётр Николаевич мало тратит времени на, офицерское собрание, ближе всех стоит к солдатам, больше проводит времени в своём отряде - на аэродроме, - что-то мудрит со своим самолётом. Говорили, что совершенствует его конструкцию.

Ничто не предвещало никаких событий. Уходил на аэродром и возвращался обратно грузовик с брезентовым верхом. Привозил аккуратно рапорта дежурных по аэродрому офицеров о полётах. Так было и 27 августа. Поступил рапорт о вечерних полётах. Рапорт был такой же, как всегда, и только в примечании кратко отмечено, что военный лётчик Нестеров при полёте совершил мёртвую петлю. Об этом событии заговорили солдаты. Что говорили офицеры, нам было неизвестно. Они молчали, ожидая команды начальства, но начальство тоже молчало.

Так 35 лет назад родился один из приёмов высшего пилотажа - мёртвая петля, осуществлённая славным сыном русского народа.

В марте 1914 года Пётр Николаевич повторил мёртвую петлю, а в апреле того же года совершил блестящий перелёт Киев - Петербург.

Грянула империалистическая война. Авиационные отряды 3-й авиационной роты выступили на фронт. В августе 1914 года мне пришлось видеть Петра Николаевича уже на фронте, под Золоченом, теперешней Львовской области. Я сразу почувствовал, что Нестеров чем-то глубоко не удовлетворён, встревожен. Мои товарищи из отряда Нестерова рассказывали мне, что Нестеров расстроен и сильно угнетён беспомощностью нашей авиации. Не видя других средств уничтожения неприятельских самолётов в воздухе, Нестеров думал о возможности таранить неприятельские самолёты своим самолётом. Такую возможность он обосновывал тем, что его самолёт быстроходнее австрийских, и это преимущество даёт полную возможность набрать необходимую высоту, догнать неприятельский самолёт и, спланировав на его плоскость, ударить по ней колёсами. Удар повредит плоскость самолёта, и он не в состоянии будет продолжать полёт. Если же шасси его самолёта и будет повреждено, то Нестеров рассчитывал, что и в таком состоянии самолёт благополучно приземлится.

В конце августа 1914 года австрийский самолёт сбросил бомбы на аэродром XI отряда, который располагался у города Жолкева. Бомбы не разорвались и никакого вреда не причинили, но этот случай ускорил приведение в исполнение мысли Петра Николаевича. 26 августа, возвратившись из разведывательного полёта, Нестеров сел было уже в автомашину, чтобы ехать в штаб с докладом, но в это время его внимание привлёк шум неприятельского самолёта. Нестеров распорядился дать самолёт и сейчас же вылетел навстречу неприятелю.

Быстро набрав необходимую высоту, он сверху таранил неприятельский самолёт. Таран оказался роковым. Разбив неприятельскую машину, славный лётчик погиб. Гибель его была воспринята солдатами как огромное личное горе. О его героическом подвиге наш народ никогда не забудет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о нашем гениальном ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, об одном   любопытном эпизоде из далеких времен, когда русский фрегат «Паллада»  под командованием Ивана Семеновича Унковского оказался у берегов Австралии, о  музе, соратнице, любящей жене поэта Андрея Вознесенского, отметившей в этом году столетний юбилей, остросюжетный роман Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Один из первых

22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн

О, сад ночной…

17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель

Коронация с катастрофой

30 мая 1896 года произошла Ходынская катастрофа

в этом номере

Лесная дорога

Из рассказов, поступивших на конкурс