Для нас давно уже не редкость двадцативосьмилетний ученый с мировым именем, руководитель крупной лаборатории, тридцатилетний директор предприятия, тридцатидвух-тридцатитрехлетний секретарь обкома или руководитель крупного треста.
Вместе с опытными руководителями промышленности молодежь берет на свои плечи решение множества проблем, связанных с переводом огромной машины нашего хозяйства на новые принципы работы.
Сегодня разговоры о проекте Директив XXIII съезда КПСС вспыхивают везде: в поездах, на строительных площадках, в студенческих общежитиях, в кабинетах начальников главков и совхозных конторках. На страницах газет и журналов рабочие, экономисты, ученые, руководители крупнейших предприятий — люди с большим стажем и громадным жизненным опытом — делятся своими надеждами и мыслями. А что думают в преддверии XXIII съезда партии молодые представители руководящих кадров хозяйства страны?
— Владимир Николаевич, ваш завод успешно справился с заданиями прошлого года и семилетки в целом. Что дали минувшие годы заводу и лично вам?
— Каждую зиму у нас на стапелях застывает «Альфа» — парусник, на котором проходят первую морскую практику курсанты Ростовского мореходного училища. Перед тем как стать на капитанский мостик современного судна, оснащенного сложной техникой, каждый из выпускников училища должен научиться вязать узлы, ставить паруса, проверить себя в столкновениях с необузданностью морской стихии. Минувшие семь лет лично для меня были временем такого вот «оморячивания» в плавании по хозяйственным сферам, которые таят не меньше, пожалуй, неожиданностей, опасностей и подводных камней, чем морские пути. Не в институте, а уже здесь, на производстве, приходилось осваивать азы хозяйствования: систему экономики и бухгалтерского учета, систему банковских операций, снабжения и многое другое. Подобное «оморячивание» прошли все мои сверстники; они знают, что за ошибки нам приходилось расплачиваться не легче, чем неопытному матросу: строгие выговоры иной раз куда неприятнее купания в морской ледяной воде! А умение маневрировать в сложнейших условиях! Послушайте рассказы опытных хозяйственников, когда они собираются в своем кругу, — это почище самых невероятных историй, которые «травят» на баке в свободные от вахты часы.
Но корабль движется, несмотря на промахи и ошибки. Движется и жизнь предприятий, нашего в том числе. Ведь логика жизни такова, что от каждого человека берется в общее дело его умение, малое или большое, его искусство, а ошибки и промахи компенсируются опытом других.
Годы семилетки принесли нашему заводу очень многое. Чтобы не затруднять вас цифрами и подробным перечислением, скажу лишь, что объем производства вырос в несколько раз, улучшено качество работ. По проекту наших конструкторов начата также реконструкция причалов, и от нее мы немало ждем.
— Как вы оцениваете перспективы завода в условиях новых принципов работы, предложенных сентябрьским Пленумом?
— По-моему, не совсем правильно называть эти принципы новыми. Идеи вообще, а тем более идеи, относящиеся к системе производства и планирования, не рождаются на голом месте. Отмечалось не раз, что предложения сентябрьского Пленума подготовлены всем ходом развития экономики, техники и производственных отношений в стране. Может быть, трудно было мне лично предсказать три или четыре года назад, что за решения примет этот Пленум, но необходимость перемен ощущалась уже и тогда.
Я сужу по своему личному опыту. Мне бросилась в глаза еще в самом начале работы любопытная деталь: чем лучше работает предприятие, тем у его руководителя больше выговоров, и простых, и строгих, и даже «с занесением». Парадоксально, но факт. Есть такое определение директора завода — «крепкий мужик». Это руководитель, который идет на конфликт со своим начальством, чтобы сохранить и укрепить дееспособность предприятия. Теперь-то все мы можем объяснить причины этого тем, что директор всегда лучше знает свои «болячки», и директивы сверху далеко не всегда учитывали специфику его работы. Но приказ есть приказ, его нужно выполнять, какой бы мелочи он ни касался. Вот и подставляет «крепкий мужик» свой крепкий затылок.
Помните, как в фильме «Председатель»? Это же было и на производстве, это же хозяйское радение и привело нынче к созданию нового статуса социалистического предприятия с расширением прав директора и с уменьшением планируемых показателей, с особенным упором на рентабельность.
Наш завод не исключение. Ориентировка на рентабельность велась и прежде, поэтому планируемый переход к новой системе нас не застанет врасплох. Мы и сейчас даем государству прибыль, она значительно увеличится за счет роста производительности труда и объема производства, которую принесет реконструкция причалов и некоторых других участков нашего производства.
— Есть ли резервы увеличения прибыли, которые вы не имеете возможности использовать сегодня, в условиях современной системы?
— Да. Вот самое больное. Наш завод находится на левом берегу Дона, связь с городом неважная, а почти все наши рабочие живут там. Поэтому мы вынуждены работать только в одну смену. При новом порядке мы получим возможность построить общежитие непосредственно рядом с заводом. Расходы окупятся очень быстро, так как все наше оборудование будет работать не семь-восемь, а пятнадцать, а в идеальном варианте и все двадцать четыре часа в сутки. Спросите у нашего главбуха, он скажет, что даст такой рост объема производства, причем без дополнительных затрат на основные средства.
— Мне приходилось слышать предположения, что расширение прав директора завода и отсутствие такого показателя, как штат, дадут в руки иным директорам слишком острое оружие против критики в свой адрес. Считаете ли вы эту опасность реальной?
— Нет. Наши директора не хозяйчики. Многие из них прошли школу комсомольской, партийной работы, просто активной общественной деятельности, и, полагаю, нет основания сомневаться в их политической зрелости. Если же и найдется такой, я ему не завидую, потому что с введением нового статуса соцпредприятия прежде всего большую силу получает сам коллектив предприятия, каждый член которого непосредственно будет заинтересован в хорошей работе завода или фабрики, то есть в работе прибыльной, рентабельной. И сегодня-то любители «пообрезать языки» долго не держатся, потом же будут держаться еще меньше, потому что коллектив никогда не уступит человека, борющегося за улучшение работы предприятия, за прогресс, против нерасторопности или пассивности начальства, а ведь огонь критики устремлен почти всегда именно по этим целям. Повышение материальной заинтересованности непременно приведет, не может не привести к повышению чувства коллективизма, к повышению общественной активности.
— Перестройке подвергнутся не только хозяйственные отделы завода, но и, видимо, несколько изменится специфика деятельности общественных организаций, в частности комсомольских. Обком комсомола рекомендовал вас как человека, знающего комсомольскую работу, помогающего комсомолу и сейчас. Как вы оцениваете роль комсомола в новых условиях? — Сейчас трудно определить все аспекты комсомольской работы, так же как и других общественных институтов. Пока ясно одно: роль комитета, его права расширятся, возрастет актив, и это непременно вызовет качественный скачок. На мой взгляд, изменятся прежде всего те участки работы, которые связаны с существующей ныне системой планирования и организации производства. Штабы «комсомольского прожектора» и производственные секторы комитетов перестанут тратить свое время на «выбивание» материалов от нерасторопных поставщиков, на улаживание массы других чисто технических вопросов. Существенно изменится организация социалистического соревнования и его пропаганда. Сейчас эти формы работы наиболее формальны, энтузиазм актива разбивается порой о нежелание рабочего выдавать свои производственные резервы, чтобы не увеличились нормы, передовой опыт иногда внедряется чуть ли не силой.. Безусловно, что в будущем комсомольскому секретарю не придется выступать в роли просителя или начальника. Работа комсомола непременно сместит свой центр вглубь — в глубь производства, в глубь человека. Особенное место займет работа с творческой молодежью — инженерами, конструкторами, так как их роль значительно повышается, и воспитание в каждом из них общественной активности, умения работать с людьми становится одним из важнейших участков деятельности комсомола. Эту работу нужно начинать уже сейчас, так как нынешнее время — это время подготовки к переходу на рельсы НЭС — новой экономической системы. Важна подготовка производственная, экономическая, но не менее — моральная.
— Что, на ваш взгляд, может затормозить этот процесс?
— Прежде всего — плохая вузовская подготовка кадров административных работников. До недавнего времени слово «администратор» считалось чуть ли не ругательным. Особенно эти настроения распространены среди молодых специалистов. А между тем вчерашний студент, пришедший в цех, — это гораздо более инженер-организатор, администратор, чем инженер-конструктор или инженер-исследователь. На мой взгляд, существующее разделение на инженеров-конструкторов и инженеров-администраторов со временем усилится, и пора уже подумать об институтской специализации будущих инженеров, вместо того чтобы передоверять это очень важное дело стихии производства: слишком много прирожденных конструкторов теряют квалификацию в цехах, и столь же много администраторов по призванию тянут скучную лямку в различных КБ. Трудно сказать, какими путями может пойти эта специализация, но совершенно ясно, что выявление способностей, призвания студента к той или иной форме производственной деятельности и его подготовка должны вестись с институтской скамьи, с первых уже курсов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.