Люди издавна начали изучать повадки Байкала. Тысячи загадок таит он в себе, многие из них изучены, но некоторые и по сей день представляют собой большой, жизненно важный интерес.
Первое описание озера мы находим у русского посланника Н. Спафария. Во второй половине XVII века он по пути в Китай побывал здесь. Более точную характеристику Байкала мы видим на «Чертежной книге Сибири» С. Ремезова. Она датируется 1701 годом.
Шли годы. Специальные экспедиции направлялись на Байкал. Немало было и добровольцев, на месте решивших изучить это загадочное озеро. О Байкале спорили, выдвигали гипотезы, опровергали скоропалительные выводы. В исследованиях принимали участие И. Черской, В. Обручев, Б. Дыбовский, А. Чекановский, Ф. Дриженко, А. Коротнев…
Но планомерные, комплексные работы по изучению седого Байкала начались только в наши дни. Из Лимнологической станции в Листвянке, приютившейся у самой воды, был создан институт с просторными, превосходно оснащенными лабораториями. Со своим флотом. С музеем, которому может позавидовать иной большой город. Словом, вырос научно-исследовательский центр.
Непосвященный может спросить, почему столько внимания оказывается этому озеру. Больше, чем любому другому. Разве Иссык-Куль или Севан не вызывают интереса?
Байкал уникален. Его побережье, заливы, острова, его тайга, он сам — особая маленькая страна со своим климатом, своей флорой и фауной, своими обычаями.
Здесь удивительная вода. Летом она так прозрачна, что через огромную ее толщу можно разглядеть достоинство брошенной на дно монеты. Зимой прозрачность воды наследует лед. Бывает, Байкал встает так спокойно, что огромные площади остаются ровными и прозрачными, как стекло. Представьте себе стекло толщиной в два-три, а то и четыре метра! Вблизи берега, где рыба проходит на небольшой глубине, особенно бычки (по-местному «широколобки»), через лед можно наблюдать за их жизнью. Естественно, ходить по такому льду непривычному человеку страшно. Под ногами словно тонкая пленка.
На берегах озера солнечных дней чуть больше, чем... на Кавказе. В июльский зной, когда в двадцати шагах от Байкала жара, едва успеваешь смахивать пот. Но, сделав шаг-другой к воде, оказываешься в блаженной прохладе. Подходить к самому берегу уже не стоит — там свежесть поздней осени.
Особые на Байкале и ветры. Баргузин, верховик, горный, сарма, низовка, хиус, шелоник. У каждого ветра свой характер, свои приметы, своя сила.
Случаются землетрясения. Они «скромны» по масштабам и баллам, но восточный берег до сих пор опускается под воду, а западный — кое-где поднимается. Здесь есть глубины, до которых еще не добирались не только исследователи, но даже и приборы. А животный и растительный мир так богат и разнообразен, что, назвав уже почти 1 300 видов животных и растений, ученые Лимнологического института еще долго, очевидно, не решатся подвести черту. Тем более, что больше половины животных, например, водится только в Байкале. То же и с рыбами. Об омуле, необыкновенной его красоте и вкусе, знают все, а вот о голомянке, глубоководной живородящей рыбке, мало кто слышал. Эта рыбка, в шторм выброшенная на берег, «тает» до тонкого хрящевидного хребта. Чешуи у нее нет. В народе о ней говорят: «Вся из жира». Жир этот — ценное лекарственное сырье.
Куда ни поглядишь, — удивишься... В горах — великолепный байкальский мрамор, известная всему миру слюда, занявший изрядную долю байкальской синевы лазурит. В тайге — баргузинский соболь и кедровые орехи, белка и роскошные ягодники. Зачерпнешь воды из родника — окажется целебной. 117 минеральных источников известны на Байкале. Недаром в переводе с тюркского «Байкал» означает «богатое озеро».
В последние годы по байкальским берегам прошли многочисленные туристские тропы. Неповторимая красота влечет к себе путешественников из самых разных концов страны. Здесь все удивительно, все незабываемо: гранит вековых скал и нежность саранок в весеннем лесу, лиловая заметь багульника и гул осенних штормов. Байкал очаровывает на всю жизнь. С нежностью и гордостью говорят о нем сибиряки: «Кто хоть раз пригубил байкальской воды, тот обязательно вернется за вторым глотком».
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.