Его путь

Дитер Нолль| опубликовано в номере №633, октябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Хромого Карла демобилизовали: он сделал своё дело.

По распоряжению партии он отправился в Берлин. В декабре сорок третьего он был арестован и предстал перед судом.»

Был вынесен смертный приговор».

- Никакая сила в мире не может поколебать империи фюрера! - патетически воскликнул прокурор. - А коммунисты - меньше, чем кто - либо другой!

- Не они? - усмехнулся Карл. - Так кто же ещё?..

В сорок пятом он вернулся на завод Цейсса. Год, проведённый в ожидании казни, год пребывания в камере смертников остался позади. Никто не знает, как случилось, что палачи забыли о нём. Советские танки освободили Карла из фашистского застенка.

А дома, на заводах Цейсса, работы было по горло. И для него и для тысяч других: надо было разбирать развалины и строить заново.

Были люди, у которых опускались руки: они полагали, что заводы Цейсса не поднять из руин. Карл беседовал с ними, и многие переставали хныкать. Другие отказывались работать. С ними он спорил часами, часто до глубокой ночи. Он и другие товарищи, которые знали, куда идёт дело.

Шестнадцать часов Карл бился над своим станком и переделал его. Стал испытывать усовершенствование. Семьдесят два раза всё кончалось неудачей. И он начинал сначала. На семьдесят третий раз станок подчинился его воле. Гордая, счастливая улыбка осветила лицо Карла.

Один за другим стали следовать его примеру и другие рабочие. Вскоре цехи снова были полны машин. Ожили заводы Цейсса, но теперь рабочие сами были хозяевами своего народного предприятия.

Ещё не был закончен монтаж оборудования, а Карл с товарищами уже вытачивал первые оправы, потому что шлифовальный цех давно наладил выпуск линз.

Позже, когда цехи уже работали на полный ход, Карл часто подходил к одному токарю, здоровенному парню, одному из вечно недовольных.

- Хочешь знать, - говорил ему тот, - почему я ворчу? Потому что раньше у меня был станок модели сорок первого года, а теперь - эта старая развалина выпуска тридцать второго!

- Понятно, - отвечал Карл, - значит, надо повысить производительность.

- Для чего?

- Для того, чтобы завод мог давать больше продукции. И тогда ты снова получишь станок выпуска сорок первого года, старый ворчун!

И «недовольный» действительно получил новый станок. Не сорок первого года, нет! На нём было клеймо: «Год выпуска 1949 - й». Такого усовершенствованного станка он отродясь не видывал. Карл подошёл к нему и спросил:

- Ну?

И ворчун протянул ему руку:

- Не взыщи, Карл... Вы всё - таки правильно взялись за дело!... Такого хорошего станка я, в сущности, вовсе и не заслужил.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дени Дидро

К 240-летию со дня рождения