Дени Дидро

Я Засурский| опубликовано в номере №633, октябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 240-летию со дня рождения

Эпоха Просвещения выдвинула в XVIII веке группу выдающихся мыслителей, философов, учёных, художников, писателей. Они подвергали сомнению, осуждению, осмеянию всё то старое, застойное, обветшалое, что служило отживавшему свой век феодализму.

Великий французский просветитель Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре в семье ремесленника - ножовщика. Учился в местном иезуитском коллеже, затем в парижском коллеже Д'Аркур.

Дидро быстро разочаровался в духовной карьере, которую ему прочил отец. Страстно ненавидя феодальные порядки, душившие Францию, он становится выразителем народной ненависти к королевской власти, дворянству и духовенству.

Всю жизнь Дидро подвергался гонениям. За распространение «опасных мыслей» он был заточён в Венсенский замок. Книги его сжигались. Но преследования властей не сломили боевого духа Дидро.

В 1749 году один парижский издатель предложил ему отредактировать перевод английской «Энциклопедии» Чемберса. В ответ на это Дидро выдвинул мысль о создании французской «Энциклопедии».

Работа над «Энциклопедией» определила всю его дальнейшую деятельность. В качестве сотрудников «Энциклопедии» Дидро привлёк лучших представителей передовой мысли Франции. Статьи для «Энциклопедии» писали Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах, Д'Аламбер и многие другие выдающиеся учёные и писатели.

В «Проспекте», объявлявшем о выходе «Энциклопедии», говорилось, что её задача - представить общую картину усилий человеческого ума всех народов и во все века. И действительно, «Энциклопедия» была для своего времени наиболее полным и совершенным сводом сведений по всем отраслям знаний, в ней было выражено новое мировоззрение. Семнадцать томов текста и семь томов иллюстраций - таков объём этого труда. Ему отдал Дени Дидро свыше двадцати лет своей жизни (с 1751 по 1772 год).

Величие и значимость «Энциклопедии» - в её революционном духе, ниспровергающем все феодальные авторитеты, в пропаганде материализма и атеизма.

«Энциклопедия» и деятельность всех просветителей идеологически подготовили французскую буржуазную революцию. Она сплачивала ряды противников абсолютистско - феодальной монархии. Томы «Энциклопедии» неоднократно осуждались королевскими указами на сожжение, запрещалось их печатание и продажа. После выхода седьмого тома Д'Аламбер отказался редактировать «Энциклопедию». Последние томы печатались и доставлялись подписчикам тайно. Публикация их была предпринята Дидро, который был душой «Энциклопедии».

Перу Дидро принадлежит множество боевых, острых статей в «Энциклопедии» на самые различные темы. Он руководил отделом труда, техники и производства, сам писал статьи по этим вопросам и иллюстрировал их. Введение этого отдела в «Энциклопедию» свидетельствовало о демократических устремлениях Дидро.

В «Энциклопедии» Дидро выступал как поборник философского материализма. Эти же позиции он отстаивал в своих художественных и научных произведениях.

Знаменитые диалоги «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли к объяснению природы» - эти и многие другие произведения создали Дидро славу корифея французского материализма XVIII столетия.

В своих философских воззрениях Дидро исходил из материальности мира. Материя, считал Дидро, находится в вечном движении. Основной вопрос философии - об отношении бытия и сознания - решался им материалистически. В «Разговоре Д'Аламбера с Дидро» он писал: «Мы - инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто сами по себе ударяют». Однако философ не сумел понять диалектический характер переходов от ощущений к представлениям и понятиям.

Дидро остроумно опровергал субъективный идеализм английского философа Беркли, отрицавшего объективность существующего вне нас мира. «Был момент сумасшествия, - писал он, - когда чувствующее фортепиано вообразило, что оно есть единственное существующее на свете фортепиано и что вся гармония вселенной происходит в нём». Эти слова Дидро приводит В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм», разоблачая взгляды идеалистов и мракобесов.

Выдвигая мысль о единстве живой и неживой природы, Дидро предвосхитил некоторые черты эволюционной теории. Он называет безумием предположение, что «животные с самого начала были таковы, какими они являются сейчас».

Дидро выступает против богословских рассуждений о ниспосланных свыше способностях и знаниях. «Знания, дарованные свыше, - иронизирует он, - весьма невелики».

Дидро исходит в своей философии из познаваемости мира. Он признаёт решающее, значение общественной среды для формирования человека. С этих материалистических позиций Дидро бичует монархию, феодализм, религию, отвергает понятие о данных свыше правах. Боевой характер материализма и атеизма Дидро отражал революционные чаяния французского народа.

Дидро был наиболее последовательным из французских материалистов XVIII века, но и ему свойственна ограниченность домарксовской философии: уровень развития наук и классовая ограниченность не позволяли просветителям диалектически понимать действительность. В области политики и общественных взглядов они оставались идеалистами. Ратуя за царство разума, Дидро и его единомышленники пробивали дорогу царству буржуазии.

Дидро - философ критикует феодализм, но он ещё не в состоянии увидеть язвы нарождающегося капитализма. Однако художественная практика писателя - реалиста дала ему возможность подвергнуть критике и буржуазное общество. В своих работах по эстетике Дидро выступает защитником правдивости искусства. «Природа, - утверждает он, - всегда правдива; искусству только тогда грозит опасность уклониться от правды при подражании, когда оно удаляется от природы».

Этому принципу следует Дидро в своих реалистических повестях и романах - «Монахиня», «Племянник Рамо» и «Жак - фаталист».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены