Двое

Д Письменный| опубликовано в номере №194, июнь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этом очерке рассказывается о двух комсомольцах-рационализаторах завода «Каучук», подлинных героях пятилетки, сэкономивших государству 50000 руб. Твое мнение читатель, - достойны ли Пролетарский и Прокофьев звания героев советской страны?

Вася Прокофьев невысок... Его коренастое тело сжато, как пружина. Хорошая голова сидит на сильной шее, мышечными связками, точно корнями, уходящей в плечи. Это не потому, что он спортсмен - короткая стрижка с хохлом на лбу, широкая грудь под голубой майкой, тапочки на ногах. Это молодость и сила. У него чуть оттопыренные уши и скулы финского бегуна. Но он не занимается физкультурой. Он не успевает. Весь день забирает завод. Прокофьев любит свое дело, цех, где работает. Всего себя он отдает своему производству, своей стране.

Рукавный цех насыщен парами бензина. Тщетно старается вентиляционная установка вытянуть загрязненный воздух и накачать свежий. Бензин испаряется непрерывно. Он заносится в цех ведрами и ведра бензина выпивают резиновые листы, щедро делясь с окружающей атмосферой. У длинного стола работает производственная коммуна. Она немногочисленна - в ней всего 9 человек. По три коммунара работают в каждой смене.

История организации коммуны проста. Была в рукавном ударная бригада. Пролетарский, Прокофьев, Фолькович - вот она вся. Вскоре бригада начала размножаться. Она выделяла из своего состава ядро - старшего, старший брал новичков и создавал комсомольский стол в следующей смене. Так ушел из первой тройки Прокофьев. Он взял двух новичков и обучил! их мастерству. Он натаскивал их на производство, как охотник натаскивает молодых гончих. И вскоре в третьей смене образовался третий комсомольский стол.

Вначале рабочие относились к ребятам презрительно.

- На тонких рукавах накрутить темпы - пустяковина. А попробуйте-ка на толстых поработать. Кишка лопнет.

- Ладно, - сказал Васька Прокофьев, - покажем наших и на тяжелых рукавах.

И он пошел к мастеру просить о переводе.

На длинных станинах вращаются толстые рукава, одетые на железные формы. Рабочий, опоясанный селедкой с металлическим верхом, крепко упирается в пол ногами, спиной натягивает толстую бичеву. Он медленно движется вдоль вращающегося рукава, обвертывая его веревочной спиралью.

- В этом деле самое главное - крепкие ноги, - говорит Прокофьев.-Иной раз зацепится бичева, потянет рабочего на станок, слабого скрутит, затянет под вал, а сильный не дастся. Скорей бичева прорежет седелку, разорвет рубаху, въестся в спину до позвонка, а он устоит и разорвет в конце-концов веревку. Мне такая работа как-раз впору. У меня сила есть и ноги крепкие.

И Васька сумел доказать рабочим, что комсомольская инициатива и воля могут поднять производительность труда и накрутить темпы в самом тяжелом производстве. Теперь, когда происходит какая-нибудь неполадка, рабочие зовут на помощь Пролетарского или Прокофьева, не смущаясь их молодостью.

- Пролетарский, иди, помоги, - зовут они, - вот он сейчас разберет, в чем дело.

Комсомольские столы работали прекрасно, работа кипела, но Пролетарский чем-то был недоволен.

Еще до ухода Прокофьева на толстые рукава, он завел разговор о коммуне.

- Сорганизовать бы ее, Васька. Очень легко будет работать.

Прокофьев посмотрел на Пролетарского.

- Это, что, ли, грызло тебя все дни?

- Это самое. Как ты думаешь? - Но Васька ничего не сказал в этот раз. Он ушел на толстые рукава, а Пролетарский решил действовать. Он развернул среди бригады агитацию за общую расчетную книжку, наладил дело, но нехватало Васьки. Прокофьев доказывал в другом отделе, тянул за собой отстающих и не хотел уходить со своего нелегкого поста. - Прокофьев, - приставал Пролетарский, - тебя ведь ждем.

Все готово. Ты уже доказал всему рукавному цеху, что комсомольская кишка не лопнет на тяжелой работе. Давай коммуну. Эх, как развернем работу, Васька!

И Прокофьев не выдержал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены