Поздняя осень 1929 года. Протяжно-трескучий гудок «Бутина». Судно заканчивает навигацию. Собирается братва, товарищи, знакомые, друзья. Сколько рассказов, воспоминаний, бесед, вопросов! Сколько энергии, силы, задора плещется в этой загорелой, окрепшей на вахтах братве! Рука не дрогнет, глаз водника не подведет...
Оживает клубная работа... Пионеры-, завсегдатаи кинокартин и клубные зайцы постановок, оклеивают заборы Вятской слободки афишами.
Часты собрании комсомольской ячейки.
- Много вопросов накопилось за лето, - басит секретарь комсомольской ячейки, - приходится по 10 - 12 решать за один раз.
И вот тогда-то комсомолец механик Дерновой задумал строить самолет собственной конструкции. Собственно говоря, Дерновой не механик. Так прозвали его еще в детстве, когда он чистил котлы. И когда он учился в фабзавуче - тоже все строил, изобретал, чертил... Дерновой первый поставил антенну на крыше своей квартиры. С восхищением и гордостью передавали фаб-завучники:
- Пашка собственной конструкции радиоприемник сконструировал.
Потом граммофон, фото-аппарат... Во все это Дерновой добавлял свое, рационализировал работу отдельных частей, упрощал и т. д. И то, что у Пашки Дернового всегда выходило так, что «дело боялось мастера», - ставило его на голову выше своих сверстников. Но он не «зазнавался» наоборот, своими знаниями и умением работать он всегда с радостью делился с желающим. В 1927 году он вступил в комсомол.
Конфликт на К.-В. ж. д. Китайские генералы и русские белогвардейцы набегали на слабо укрепленные участки границы, на приграничные села и колхозы. Пролетарии Дальнего Востока спешно военнизируются, готовят отпор обнаглевшему врагу. Рабочая молодежь рвется в смертельную схватку с золотопогонной сволочью. Всеобщее воодушевление, безграничная преданность партии, решительность - в мастерских, в цехах, клубах.
Вечером в клубе Дерновой- таинственно отозвал на галерку своего старого друга по конструкциям, рабочего завода «Металлист», Табункова, и топотом сообщил родившуюся в его косматой голове новую «мыслишку»:
- Давай строить самолет - авиэтку... Не удивляйся, я все обдумал... Сами рассчитаем, материалы используем из отбросов. Интересное дело, честное слово...
- Надо подумать. Приходи завтра! Несколько дней сидели над чертежом.
Расчеты производили по элементарным указателям самолетных конструкций. Главное препятствие в расчете - гармония центров тяжести фюзеляжа, полостей стабилизатора, киля, пропеллера, и мотора - стоило много бессонных ночей. Цифры, десятые, сотые, итоговые черточки, формулы расчетов, и наконец задача решена! Части уравновешены.
Радости не было конца, когда под обветшалым навесом потрепанного временем сарая приступили к постройке крыльев. Простейшими инструментами в несколько дней был изготовлен остов полостей. Обтянули материалом, на конце приделали предусмотренные чертежом элероны, держащиеся на металлических петлях, соединенных тросами с управлением.
Ударил мороз. Дерновой и Табунков решили не отступать перед стихией. Следующий этап - строительство фюзеляжа - требовал материала. Надо было достать проволоку, жесть, сосну, гвоздей и т. д.
Куда и к кому обратиться? Кто поможет?
Дерновой пошел в комсомольскую ячейку.
- Строим самолет. Нужен материал... Поговорите с администрацией Лензатона. Может, кое-что дадут.
Кто строит? - язвительно спросил секретарь, высокий веснущатый парень. - Мы: Табунков и я. Ну, так сами доставайте.
Краска залила лицо Дернового. Такого ответа он не ожидал. Комсомольская ячейка, которая должна помогать комсомольцам в их стремлении овладеть техникой, гак грубо и равнодушно встретила его идею.
- Ведь я же не для себя строю, думал Дерновой, - конструкцию, если выйдет, отдадим стране. Авиэтку комсомольской ячейке.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.