Прорицатель муки? –
с доброй усмешкой вопрошает поэт. Вывод баллады не вызывает сомнений – человеческая любовь и верность торжествуют:
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки...
Мудрая формула вновь возвращает к обыденному. Где же черный вран, который, «свистя крылом, вьется над санями»? Где прочие «страшные» атрибуты? Они рассеялись в прах, исчезли.
«Светлана» – произведение не просто со счастливым концом. Жуковский выдвигает и защищает стройную философскую концепцию. Добро побеждает, преодолевая препятствия закономерно. Сердца соединяются не случайно, а вопреки злу. Мировая справедливость есть. Однако занавес, который задергивает рука автора, еще на мгновение задерживается. Высокая поэзия и интимные переживания Жуковского становятся рядом:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава – нас учили – дым;
Свет судья лукавый.
И далее:
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Финальные строки бросают отсвет на сугубо личные обстоятельства. Мягкая ирония сменяется неприкрыто жесткой интонацией. Однако резкий выпад в сторону великосветского обывателя не диссонирует, не вступает в противоречие с мелодией рассказа, а, непостижимым образом вплетаясь в строй баллады, искусно завершает ее. Архитектура финала классична. Она придает балладе еще большую монументальность и эпический размах. Вековые традиции
овевают создание поэта. «Певец во стане русских воинов» и «Светлана» сияют из глубины лет немеркнущим светом. Метрика их до сих пор не утратила великолепия и убеждает нас в том, что Жуковский реформировал русский стих в первое десятилетие XIX века.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Спорт в нашей жизни
Насколько высок он сегодня? По-хозяйски ли используются способности, знания, квалификация специалистов?
Литературные уроки