Друг лиры просвещенной

Юрий Щеглов| опубликовано в номере №1338, февраль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

В балладах, вероятно, активнее, чем в произведениях других жанров, Жуковский демонстрирует универсальность дарования и влияние рисунка на поэтическое воплощение темы. Реалистический пейзаж занимает ключевое положение в композиции баллады. Его не так уж сложно вычленить, но лишь сделав это, мы поймем, чем и как достигается яркость впечатления, несмотря на цветовую сухость и стремительно меняющиеся кадры:

Брезжит в поле огонек;

Виден мирный уголок,

Хижинка под снегом.

Кони борзые быстрей,

Снег взрывая, прямо к ней

Мчатся дружным бегом.

Происходящее в хижине контрастирует, конечно, с пейзажем, оттеняя, но не противореча по внутренней структуре. Целый ряд признаков намекает, что Светлана в забытьи, что картины, ей привидевшиеся, – плод разгоряченной фантазии. Вполне естественно, что девушка, тоскуя в разлуке с милым, воображает себе страшное. Что ж тут удивительного! Деревенский характер взят Жуковским из гущи народного быта и изображен верно, без ложной слащавости и сусальности лубка. Элементы «ужасного» после пробуждения Светланы воспринимаются органично, как порождение сна. И опять пейзаж быстро возвращает к действительности:

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы;

Шумным бьет крылом петух,

День встречая пеньем;

Все блестит...

И далее:

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий...

Сон Светланы, к счастью, не пророческий, жених рядом с ней живой и здоровый. Чего же стоит гадание?

12

Жуковский любуется обычаем как частью этнографического богатства, как орнаментом, украшавшим минувшее. Он снижает мистическую роль гадания. Он отрицает значение обряда, его власть над судьбами. Отвергая мистицизм, Жуковский объективно способствует распространению просветительских идей, которые с таким трудом прокладывали дорогу среди сумятицы чуждых веяний и мнений. Мягкая ирония Жуковского убивает романтизм определенного толка, сбивает с пьедестала правительственный мистицизм и вместе с тем разрушает искаженные и нелепые представления о себе как о поэте, проповедующем чертовщину.

Что же твой, Светлана, сон,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Семейное счастье

Умеешь ли ты ценить мелочи, быть внимательным в пустяках? Тебе некогда? Но, может, она и состоит из цепочки мелочей, эта трудная семейная жизнь?

Поворот биографии

Рассказ о том, как добровольцы из Литвы выполняют обязанности, возлагаемые на них комсомольской путевкой