Друг лиры просвещенной

Юрий Щеглов| опубликовано в номере №1338, февраль 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 200-летию со дня рождения В. А. Жуковского

Поймет ли мир, оценит пи его?

Достойны ль мы священного залога?

Ф. ТЮТЧЕВ

1

История обладает удивительным свойством. Она позволяет привлекать и укрупнять черты личности, которые по душе современности и без которых современность не хочет и не может идти вперед. Давнее неустанно обогащает людей, но всегда ли правильно используется нажитой достаток? Федор Иванович Тютчев был недаром обеспокоен судьбой духовного и литературного наследия Жуковского. Прежде остального оно требовало доброжелательного и открытого отношения и глубокого проникновения в суть поступка или произведения. Мотивы действий поэта очень часто были неясны окружающим, и даже потомкам судить о них было сложно. Но время обнажило и обострило смысл и сердечных движений, и житейских фактов, и они сомкнулись в нерасторжимую цепь, откованную из благородного металла, вытолкнув ненужное, необязательное.

Противоречивость общественных идеалов Жуковского бесспорна. С теми, с кем дружил, резко расходился во мнениях, и они его критиковали жестоко и порой несправедливо. А с теми, с кем думал одинаково, дружить не желал, хотя они хвалили и приближали к себе. Он был соткан из внутренних конфликтов и парадоксов, но его почему-то считали примером цельности и равновесия. Внешне размеренное бытие вводило в заблуждение, и заблуждение длилось десятилетиями. Страстный порыв в будущее был в высшей степени характерен для поэтики и человеческого облика Жуковского. В преклонном возрасте, на краю могилы, он легчайшим очерком пера создал автобиографический образ певца, установив свою прочную связь с грядущим. Поэт, «пращур лебединый», обращается к «резвой молодежи», созывая молодых лебедей, и они прилетают, заслышав трепетный голос:

Лебедь благородный дней Екатерины

Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый;

И когда допел он, на небо взглянувши...

К небу, как во время оное бывало,

Он с земли рванулся... и его не стало

В высоте... и навзничь с высоты упал он;

И прекрасен мертвый на хребте лежал он,

Широко раскинув крылья, как летящий,

В небеса вперяя взор уж не горящий.

Изысканная в графичной простоте форма отличается мощной, запоминающейся мелодической основой. Сквозь разнообразие звуковых красок проступает четкий контурный рисунок. Пластическая идея Жуковского отпечатывается в сознании не измененная индивидуальным восприятием. Через несколько месяцев – 12 апреля 1852 года – его действительно не стало. Завершился славный полувековой путь в мировой литературе. Я не оговорился, нет! Он был одним из первых русских писателей, который сделал нашу словесность неотъемлемой частью мирового литературного процесса. И речь здесь, конечно, в последнюю очередь идет о переводческой деятельности.

2

У Жуковского почти не было периода ученичества. В 1802 году, едва успев окончить Московский университетский благородный пансион, он печатает в журнале Карамзина «Вестник Европы» элегию «Сельское кладбище», источником которой послужило произведение англичанина Томаса Грея. Карамзин меняет последний слог фамилии молодого человека. Отныне он Жуковский, а не Жуковской. К собственному прозванию Василий Андреевич вначале относился прохладно. Оно принадлежало бедному дворянину, приживалу в доме отца тульского помещика А. И. Бунина. Мать Жуковского – пленная турчанка Сальха – попала к нему в крепостную зависимость, и полурабское происхождение всю жизнь тяготело над поэтом, сыграв в личной судьбе печальную роль.

Успех «Сельского кладбища» отчасти объяснялся тем, что в произведении наряду с красотами стиля содержалась обдуманная и выношенная социальная концепция, гуманная по своей природе и восходящая к отечественной освободительной – радищевской – традиции. По выражению одного из писателей и философов прошлого, «истинно человеческая поэзия в России» сразу проложила себе дорогу. Труд земледельца показан в элегии во всей широте и значительности. Он вызывает преклонение у Жуковского:

Как часто их серпы златую ниву жали,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Исповедь безработного

Мир капитала: когда человек никому не нужен

Дубрава

Литературные уроки