Доверять ли молодым?

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1457, февраль 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Гайдар в твои годы полком командовал!..

— Так дайте мне полк!

Разговоры об инфантилизме молодых имеют под собой, к сожалению, реальную почву. Даже песню такую мажорную сочинили (якобы комсомольскую), где на полном серьезе и с пафосом поется: «Биография начинается с двадцати четырех лет». А не поздновато ли? Допускаю, автор сих перлов именно эту цифру проставил, дабы в размер вписывалась. Но мы-то слушаем — и ничего, не удивляемся, не возмущаемся, принимаем как должное.

Что-то, видимо, и в нашем сознании сместилось, если человека на третьем десятке продолжаем числить юношей, еще только обдумывающим будущее житье. Считаем нормальным, что среди жгучих «проблем» двадцатилетних — форма прически и одежды, сравнительные достоинства любимых звезд тяжелого рока. Привыкли к тридцатилетним «молодым специалистам»...

Не углубляясь более в эту тему, хочу повернуть разговор в несколько иную плоскость.

Вот что интересно. Едва молодежь пробует заявить о себе не в пустяках, а в настоящем, сложном деле (к чему ее, собственно, постоянно и призывают!), как мы сразу же ощетиниваемся. Нет, если молодой человек хочет «проявить себя», на, скажем, строительстве БАМа в качестве лесоруба или монтера пути — тут мы только поаплодируем. Поддержим — правда, уже с некоторыми колебаниями — его выдвижение в бригадиры. Но упаси бог молодого пытаться «прыгнуть» выше головы! Даром ему это не пройдет.

«Молодым везде у нас дорога»... Положа руку на сердце, кто воспринимает эту фразу буквально? Дорог-то вроде действительно много, но на каждой действуют свои правила движения, нарушать которые не рекомендуется. Немало на жизненных дорогах шлагбаумов и запрещающих знаков. Мы их сами понаставили, освятили временем и традициями — попробуй обойди! Особенно заставлена «кирпичами» дорога к командным высотам: здесь молодость — главная помеха, это даже обсуждению не подлежит. Если молодой человек вдруг заявит о своем праве на лидерство, о желании играть первые роли в решении важных социальных, экономических проблем, в решении — не побоимся этого слова — государственных вопросов, вот тут все наше естество и восстает: «Куда лезешь? Не дорос еще!»

На такие соображения навела история, происшедшая в Иванове. Там взяли и выбрали начальником единственного в городе таксопарка двадцатитрехлетнего комсомольца, шофера третьего класса Сергея Звонова. Полк — не полк, но хозяйство солидное (семь сотен работников, около трехсот машин) и... донельзя запущенное: изношенные автомобили, половину из которых давно пора бы списывать, хилая ремонтная база, высокая аварийность. Между тем предприятие считалось благополучным, почти передовым — ведь план выполнялся! Но какой ценой? Рабочее время водителя начинало отсчитываться с момента выезда за ворота таксопарка. А то, что он полдня перед этим ремонтировал свою старую «Волгу», никого не касалось. Время ремонта и простоя почти никогда не отмечалось и не оплачивалось. Так рабочая смена растягивалась порой до шестнадцати часов. Между прочим, в путевых листах таксистов стоит штамп: «Сверхурочная работа запрещена», стало быть, ремонт — это приятный отдых? Работали и по выходным дням. Запчасти, бензин, масло, резину шоферы покупали за свои деньги. Ну, если быть точным, не совсем за свои... А как не брать чаевые при таком беспорядке в парке?..

Кончилось терпение у водителей, и они обо всем честно написали в Москву.

В таксопарк прибыла комиссия... Опуская дальнейшие подробности, скажу только: решено было прежнего начальника освободить от работы, а нового выбрать. Вполне в духе времени.

К выборам готовились пять кандидатов. В последний момент двое взяли самоотводы. А опытные специалисты — заместитель начальника автобусного парка и начальник производственно-технического отдела объединения «Ивановоавтотранс» — набрали голосов меньше, чем выдвинутый рабочими водитель третьего класса Звонов.

В ходе выборной профсоюзной конференции начальник объединения (да и другие начальники) высказали свое отрицательное мнение по поводу кандидатуры молодого шофера. Выбрать человека, не имеющего высшего образования, никогда не работавшего на руководящих должностях? Это же просто смешно! Логичные, казалось бы, аргументы не подействовали. Начальнику объединения не оставалось ничего другого, как подписать приказ о назначении Звонова.

Сергей — извините, теперь уже Сергей Николаевич, — конечно же, нарушил все традиционные «правила движения». Ему следовало закончить институт, получить диплом, походить, сколько положено, в молодых специалистах, а там — со ступеньки на ступеньку, из кресла в кресло... Впрочем, не буду иронизировать. Диплом, что ни говори, — вещь нужная и полезная. Но, если по совести, сколько мы знаем дипломированных неумех, бездельников, просто некомпетентных людей? Очень часто при приеме на работу требуют показать диплом — неважно какой, «пед» или «мед», лишь бы «корочки» были. Припомните: все ли ваши друзья, знакомые работают по специальности? Не секрет: во многих вузах «тянут» явно неспособных студентов до выпуска, чтоб только не портить благополучия высоким отсевом. А разве неизвестны нам умудренные руководящими должностями — но тем не менее с треском проваливающие порученное дело — начальники? Ни в коей мере не отрицаю полезность высшего образования, профессионального опыта, но и фетишизировать их тоже, на мой взгляд, не стоит. Сами же, оглядываясь в прошлое, восторгаемся прапорщиками, командовавшими армиями, «красными директорами», поднимавшими нашу промышленность...

Я далек от прямых аналогий. Да, Сергей Николаевич Звонов — не прапорщик Крыленко. Ему еще предстоит доказать, на что способен. Мне непонятно, почему ему заранее, априори, не верят? Чем он успел заработать недоверие (и неприязнь) у своих руководителей, совершенно его не знающих? Попробуйте поработать, когда вам не верят... Не верят еще до того, как вы взялись за дело!

Начальник объединения сказал мне по телефону, что Звонов не имеет морального права руководить коллективом: «Такое выдвижение — от «баранки» в начальники парка — возможно, если водитель имеет хотя бы десятилетний стаж работы, а Звонов и шофер-то неопытный. Я мог не утверждать его в должности, но согласился с мнением парторганизации, что в такой ситуации не утвердить нельзя. Что теперь? Показатели по прибыли у парка ухудшились, дисциплина упала... Если Звонов будет серьезно работать над собой — лет через десять станет руководителем».

Да, молод Сергей Николаевич, молод непростительно... да ведь это пройдет, не успеешь оглянуться. И диплом получит — сейчас он на втором курсе юридического факультета Ивановского университета. Так что дело не в этом. Случай (или судьба, как угодно) предоставил ивановским руководителям возможность провести своего рода социальный эксперимент: может ли современный молодой человек в короткий срок овладеть искусством управления большим коллективом? Вместо этого здесь стали проводить совсем другой эксперимент — на выживание молодого лидера в самых неблагоприятных психологических условиях.

Многотиражная газета «Транспортник» начала копаться в биографии молодого начальника. Оказывается, не захотел он после техникума работать по специальности радиотехника и устроился на работу в «папином гараже» — хороша формулировочка? Но «устроился»-то он всего лишь автослесарем. Вообще-то тянуло за руль, но отец — заведующий гаражом — машины сыну как раз и не выделял, чтоб люди чего не подумали.

Другой «компрометирующий» факт из многотиражки — работал дворником! Все верно. Не сказано об одном: ждал Сергей тогда нового набора на курсы шоферов и нашел такую должность, с которой можно быстро, без двухмесячной отработки, уволиться. Видимо, в газете полистали личное дело, а с человеком поговорить не удосужились.

Не думаю, чтобы газета позволила себе писать в таком, почти фельетонном тоне о человеке солидного возраста, имеющем руководящий опыт. Причем статья эта вышла, когда Звонов еще даже не приступил к исполнению своих новых обязанностей! Но «Транспортник» уже категорически назвал выборы ошибкой. На каком, собственно, основании? «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать», то бишь в том, что молод, и биография твоя нам не нравится. Вот так, человек еще ничего не мог совершить, а ему шлагбаумом, да по голове...

А что в самом таксопарке? Большинство инженерно-технических работников, управленцев голосовало не за Звонова. Против был и тогдашний секретарь партбюро; он вскоре ушел из парка в райком народного контроля — после выговора в приказе за ненадлежащее исполнение своих прямых обязанностей начальника отдела.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены