— А зачем меня бояться? — удивляется Светлана Николаевна. Но удивляется нарочно, она знает мнение ребят: директора должны бояться, иначе, что это за директор?
— Она вас не боится, и плевать ей на ваши приказы! — провоцирует Вовка Светлану Николаевну: он хочет, чтобы она разозлилась на Марию Ивановну.
— Ладно, будет она тебя пускать к Серому. Иди.
Захаров закрывает дверь без особой охоты, без веры в обещание директора.
У Володи Захарова есть мать, но она давно отказалась от сына. Воспитывала его одна, пила, гуляла. Вдруг вышла замуж — новому мужу чужой ребенок не нужен. И вот мать отказалась от сына. Цыган без ненависти не мог вспоминать ее. Сбегал не один раз из детдома — искал родственников. Родственники не находились. Один раз оказался у цыган. Бродяжничал с ними год. Полюбил лошадей. И теперь жить без них не может. В детдоме есть свой мерин — Серый. Но Мария Ивановна, конюх, с неохотой подпускает к нему Цыгана — боится, угонит мерина.
Светлана Николаевна выходит из кабинета. В детдоме сейчас тишина. Все ребята в школе, на уроках. Здания школы и детдома примыкают друг к другу. Можно сказать, они одно целое. С одной лишь разницей: после занятий половина школьников разбегается по своим домам, а ее воспитанники идут в детдом. Ведь далеко не все ребята именно так относятся к детдому, в котором проходит все их детство...
Скотный двор находится чуть в стороне от детдома, ближе к полям. Кроме Серого, в хозяйстве Марии Ивановны — с десяток свиней. Тринадцать лет Мария Ивановна в детдоме и за конюха, и за скотника, пережила шесть директоров, никого не боится, характера резкого, своенравного, порой даже скандального, однако одна черта извиняет в ней все: она предана животным, боготворит их. Свинина в детдоме всегда своя, а Серый (до него была Аглая, мать Серого, а до нее — Игорек, дед Серого) ухожен и выхолен, как царский конь. Оттого Мария Ивановна и не подпускает ребят к нему, что боится, чего-нибудь натворят еще. А конь в детдомовском хозяйстве ох как нужен: весной и осенью — пахать землю, в остальное время — как тягловая сила. Разве машина заменит Серого, особенно на бездорожье? Хотя, надо сказать, есть в детдоме и грузовик—без него, когда нужно, до районного центра не доберешься.
Мария Ивановна встречает директора хмуро, настороженно. Она предчувствует, зачем пришла Светлана Николаевна.
— И не подпущу к Серому, даже и не проси!— начинает она с ходу.
— Пропадет парень, — говорит Светлана Николаевна как можно дружелюбней. — Сбежит, скитаться начнет. Пропадет...
— А что Серый пропадет — это тебя не волнует.
— Слушай, Мария Ивановна, скажи честно: он понимает в лошадях или нет?
— Ну, понимает. А обходиться с Серым он может?
— Мария Ивановна, давай сделаем так: назначим тебе Захарова в помощники.
— Ага, — хохотнула Мария Ивановна, — доверь коня Цыгану. Он его гоп — и угнал. А кто отвечать?
— Не угонит. А если угонит, я буду отвечать. Он мне слово дал.
— Таких-то, как ты, я, знаешь, сколько пережила? Только ты пришла, тебя бац — и по шапке. Ох, повидала я директоров на своем веку... Где они теперь?
— Ну, Мария Ивановна, я надолго. Не обижайся, но я надолго.
— Все вы сначала надолго. Вон Митрофановна... сто лет тут царствовать хотела.
— То Митрофановна, а то...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Первый отечественный многоковшовый экскаватор был изготовлен здесь, на Дмитровском экскаваторном заводе, более полувека тому назад
Рассказ
Клуб «Музыка с тобой»