В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза товарищ Леонид Ильич Брежнев говорил о теме, которая всегда занимала важное место в произведениях литературы и искусства. «Это – тема морали, нравственных исканий. Были здесь и свои издержки, но все-таки больше достижений. Заслуга наших писателей, художников в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека – его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности».
Литература и искусство в нравственном воспитании молодежи – вот тема разговора, который состоялся за «круглым столом» в редакции журнала «Смена». В заседании «круглого стола» участвовали:
Михаил Алексеев, писатель, секретарь правления СП РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР имени А. М. Горького, главный редактор журнала «Москва»:
Владимир Амлинский, писатель, секретарь правления Московской писательской организации;
Борис Анашенков, писатель, критик;
Георгий Баженов, специальный корреспондент журнала «Смена»;
Армен Джигарханян, народный артист РСФСР;
Евгений Добровольский, писатель;
Юрий Жигульский, главный режиссер Московского ТЮЗа, заслуженный деятель искусств РСФСР;
Леонид Жуховицкий, писатель;
Лев Круглый, артист театра и кино;
Евгений Мартынов, композитор;
Игорь Скорин, писатель.
Л. ЖУХОВИЦКИЙ. Два десятилетия назад в Москве состоялся первый день поэзии. Мало кто помнит, что у этого праздника, положившего начало традиции, была в свое время сугубо конкретная, безрадостная причина и вполне практическая цель: сборники стихов не раскупались, Книготорг «резал» тиражи, и московские поэты решили сами встать за прилавки, чтобы доказать товароведам жизнеспособность и даже, если хотите, коммерческую перспективность поэзии.
Тогда бедствовал не только Книготорг. Многие театры тосковали по зрителю, а библиотекари на своих конференциях обсуждали вопрос, как убедить читателя брать не только классиков; но и современную прозу...
Сегодня все по-иному. Интерес к искусству, литературе – а главный их «потребитель» – молодежь – небывало, фантастически велик. Достать билеты почти в любой московский или ленинградский театр – сложная проблема. Вечера песни, в том числе и самодеятельной, собирают тысячные аудитории. К прилавкам книжных магазинов порой невозможно пробиться. Поэты читают стихи не где-нибудь, а во дворцах спорта. Пресса бьет в колокола: как оградить картинные галереи от толчеи и давки, от непредвиденного нашествия посетителей?
Что это? Серьезный интерес к искусству и литературе? Или мода?
Видимо, и то и другое.
Лично меня «мода на искусство» не страшит, а радует.
Допустим, лишь часть молодежи, наиболее глубокая и умная, стремится к искусству, чтобы понять жизнь. А остальные только хотят казаться глубокими и умными. Что ж, и это не беда. Парень, добывший дефицитную книгу лишь из соображений престижа, наверное, все-таки ее прочтет. Девушка сначала пойдет в театр, потому что ходят все, а потом уже по внутренней потребности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из цикла этюдов «За Есенинской строкой»