Добро на земле удерживают люди

  • В закладки
  • Вставить в блог

Ю. ЖИГУЛЬСКИЙ. Безусловно. Только в этом случае мы будем хорошо знать тех, кого нам предстоит воспитывать. Мы, тюзовцы, часто встречаемся со школьниками, учащимися ПТУ. И порой кажется, что все-то ты знаешь об этой школе и об этом училище, знаешь, как ребята живут, как настроены... Но приходишь туда через месяц и ощущаешь, что здесь очень многое изменилось. Возникли новые идеи, новые страсти, новые планы. Мы должны жить в одном времени с нашим зрителем и не запаздывать в восприятии нового. Только тогда наша работа будет ему нужна.

У нашего театра есть одна важная особенность. С нами вместе работают специалисты-педагоги, которые оказывают нам поистине неоценимую помощь. Это люди, которые живут непосредственно интересами школы, выполняют роль наших разведчиков, с удивительной чуткостью улавливая самые насущные и самые глубинные проблемы, которые волнуют юного зрителя.

Л. КРУГЛЫЙ. В последнее время мне тоже пришлось немало размышлять о проблемах школы. В недавно поставленном в театре на Малой Бронной спектакле «Рассказ от первого лица» (по пьесе А. Гребнева) я играю директора школы Свешникова, который преподает литературу. Я с большим удовольствием работал над этой ролью, потому что мои жизненные, нравственные убеждения совпали с убеждениями Свешникова. Мой герой убежден, что воспитывает, изменяет, улучшает душу подростков именно атмосфера взаимного, уважительного, истинно человеческого общения.

Педагог Свешников как раз и старается создать в юношеском коллективе именно такую атмосферу дружественности, талантливости, фантазии и уважительности... И зритель остро реагирует на это, подтверждая правоту Свешникова.

Мне, как киноактеру, часто приходилось встречаться со зрителями, с молодыми рабочими, со студентами, со старшеклассниками, с учителями. И я всегда, пусть не с таким успехом, как Свешников, стараюсь с самого начала установить атмосферу взаимного общения. Если же проходит просто встреча, когда я что-то говорю, а меня вежливо слушают, – это, по-моему, никому не нужно.

Г. БАЖЕНОВ. Общение со зрителями или читателями – будущими героями пьес и книг – помогает нам не только с чисто утилитарной точки зрения: мол, почерпнул материал – уехал – написал. Нет, оно помогает писателю по-новому увидеть современного человека, Помогает постичь духовную суть явлений. Взять хотя бы БАМ или КамАЗ...

М. АЛЕКСЕЕВ. Не убежден, что поездки на ту или иную большую стройку могут напрямую помочь молодому писателю. Правда, Твардовский вот съездил на Дальний Восток, а потом появилась его поэма «За далью – даль». Но Твардовский был подготовлен к этому всей предыдущей жизнью. Настоящий писатель, я уверен в этом, сам все пережить должен, иначе будет только голая схема и место действия.

Г. БАЖЕНОВ. Трудно не согласиться с этой мыслью, хотя... Я вот хочу рассказать, как года полтора назад мне пришлось жить в глухой тайге, в зимовье, вместе с ребятами, строящими Байкало-Амурскую магистраль. Я приехал написать о них очерк. И что же? Очерк я написал, но куда более важным для меня оказалось само общение с молодыми строителями. Честное слово, то, что я открыл для себя тогда, было гораздо глубже всех моих прежних представлений о БАМе. Нигде и ни в ком я не ощущал столько нравственного здоровья, сколько в этих обыкновенных, совсем молодых парнях и девчонках, строящих в невероятно сложных условиях не только железную дорогу, но и свою судьбу. И теперь, что бы я ни писал о молодых, я всегда помню: есть на свете ребята из бригады Леши Казакова, которые, что ни говори, а все-таки особые люди. У меня возникло искреннее, глубокое чувство восхищения, даже преклонения перед ними.

Е. МАРТЫНОВ. Острота и сила чувств... Без этого, по-моему, вообще не может быть искусства. Я, например, всегда пишу так, как чувствую. Вот, скажем, «Яблони в цвету». Как я написал эту песню? Я был в Целинограде, вышел утром на Центральную площадь и вдруг вспомнил свои родные украинские места. Вспомнил, как там цветут сады... И неожиданно во мне зазвучала мелодия. Потом, когда мы встретились с поэтом Ильей Резником, я рассказал ему, что почувствовал тогда и что увидел...

А потом, уже на БАМе, ребята говорили мне, что с удовольствием слушают эту песню. Я спросил: «Почему?» Они ответили так: «А вот когда мы эту дорогу построим, было бы здорово, если бы из окна вагона мы увидели вдоль дороги яблони в цвету, такие же, как в вашей песне».

И еще мне говорили, что хотели бы любоваться такими же белыми лебедями, о каких поется в песне на слова Андрея Дементьева «Лебединая верность». Особенно дорого было, что там, на БАМе, молодые рабочие-строители поняли, что мы в этой песне хотели рассказать не о некой «драме из жизни лебедей», а пробудить в каждом нашем слушателе естественное и прекрасное человеческое желание: «Чтобы жили лебеди, чтоб от белых стай мир добрее стал...»

Ю. ЖИГУЛЬСКИЙ. Добро на земле утверждают люди. И здесь перед нами сразу же встает проблема современного героя. Молодые не верят придуманному, чистенькому, стерильному геройчику. Им нужен настоящий герой, чтобы верить ему, чтобы подражать, чтобы «делать жизнь» с него. Драматурги, пишущие для юношеской и молодежной аудитории, должны помнить: чем выше они возносят героя, тем дальше он уходит от своих зрителей. Они смотрят на него снизу вверх. В них не возникает внутренней потребности, органической необходимости сравнивать себя с персонажем, в котором театр призывает их видеть героя. Но как только молодой человек в зрительном зале вдруг ощутит духовную близость с героем на сцене, он сразу же начинает задавать себе вопросы: а смогу ли я так? Сумею ли я так? И отвечает: «А ведь, пожалуй, получится, смогу, дотяну!» И тогда возникает потребность подражания, потребность поступать так, как поступает герой на сцене или в книге.

И. СКОРИН. Я помню, как в 60-е годы в МУР шли письма, адресованные инспектору Сергею Коршунову. В одних просили Коршунова дать совет, как жить дальше, в других – оказать помощь в устройстве на работу. Родители спрашивали, как повлиять на подростка, сбившегося с пути. Мы пересылали эти письма Аркадию Григорьевичу Адамову, создавшему такой достоверный и всем полюбившийся образ умного, обаятельного инспектора уголовного розыска Коршунова в «Деле пестрых». Читатели не хотели верить в то, что Сергее Коршунова не существует, что это литературный герой, и стали, обращаться к нему за советом.

Поскольку детективная и приключенческая литература у нас расходится, что называется, нарасхват и имеет особенно много поклонников среди молодежи, хочу сказать о тех качествах, которыми должны, по-моему, обладать эти произведения.

Первое – нести воспитательно-правовую нагрузку.

Второе – содержать не назидания, а умно поданные рекомендации, которыми мог бы воспользоваться читатель, ограждая своих друзей и самого себя от правонарушений и неблаговидных поступков.

Третье – занимательность детективной литературы должна стать одним из компонентов художественной выразительности.

В. АМЛИНСКИЙ. Мне, Игорь Дмитриевич, после публикации моего романа «Возвращение брата» тоже присылали письма из мест, как принято говорить, не столь отдаленных. Среди них было и письмо одного молодого человека, чья судьба походила на судьбу моего литературного героя. Он рассказал мне о себе, о своем падении, просил поверить, что осознал свои прегрешения и хочет стать честным человеком. Потом он вернулся домой, поступил работать, женился. И мне было радостно, что я в какой-то степени оказался причастным к тому, что этот человек сумел найти место в жизни. Но, увы... Он вновь сорвался, возникли прежние «кореша», и в результате вновь колония. И снова письмо оттуда, и снова раскаяние.

И. СКОРИН. Да, старые «кореша», как правило, люди настырные, они не любят, когда кто-то уходит из-под их влияния. Надо быть сильным и., смелым человеком, чтобы не сорваться. Ваш Ваня Лаврухин оказался именно таким.

Г. БАЖЕНОВ. Лаврухин заставил человека, написавшего писателю Амлинскому письмо, сделать попытку разорвать со своим прошлым и стать другим. И, может быть, он все-таки сумеет добиться своего, пусть со второй попытки. В данном случае литературный герой принес объективную пользу уже тем, что заставил реального человека задуматься о своей жизни, о своем будущем. А это первый шаг к тому, чтобы изменить себя, стать лучше.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Псевдоним мой «Аристон»

Из цикла этюдов «За Есенинской строкой»

Железный дракон Цзяо

Роман. Продолжение. Начало в №№ 21, 22