И они продолжали ходить со двора во двор. Чарли ставил раскладной стул, укреплял на палке плакат, призывавший вносить деньги «на конкурс искусства Кубы с артистами всего мира», и играл на гитаре. Овета танцевала. Они выступали и в парках, и на виллах богачей, расположенных вдоль набережной, на базарах и площадях - всюду, где собиралась хоть небольшая группа слушателей.
Во время этих концертов им не раз делали предложения выступать в барах и кабачках, но Райты так увлеклись своим служением «искусству Кубы», что они и слышать не хотели о выступлении в кабачках.
Весной 1954 года новые знакомые помогли Райтам устроиться в гаванский цирк. А через год они выступали с концертами, собирая средства уже для своей поездки на Пятый Всемирный фестиваль молодежи.
В Варшаве Овета и Чарли познакомились с юношами и девушками, приехавшими из всех стран мира. Особенно поразила их советская молодежь. Во время исполнения сцен из балета Чайковского «Лебединое озеро» Райты то и дело обменивались восторженными взглядами. Однако после выступления советской балетной группы Овета погрустнела.
- Что с тобой? - спросил Чарли.
- Я теряю веру в свои танцы - Чарли старался приободрить подругу:
- А может быть, и твой танец покажется им таким же красивым, как тебе их танцы.
По лицу Оветы скользнула грустная улыбка.
- Уличная танцовщица...
Мысли Оветы невольно обратились к собственной жизни. Ей не было семи лет, когда отец отвез ее в город, на сигаретную фабрику. Жила девочка в трущобах, питаясь кое - как: отец забирал почти весь заработок. Соседкой ее оказалась взрослая негритянка, работавшая на той же фабрике. В прошлом она была очень известной танцовщицей, выступала в цирках, но однажды, исполняя танец на спине скачущей лошади, упала, вывихнула ногу и после этого была вынуждена сойти с подмостков. Она - то и научила Овету своему искусству. Десятилетним ребенком Овета впервые попробовала зарабатывать деньги танцами. Никогда она не забудет, какие унижения пришлось претерпеть ей во время этих первых «артистических» шагов.
... Выступление Оветы на фестивале прошло успешно. Ей аплодировали, много раз вызывали на сцену. А на следующий день у двери своего номера в гостинице Овета увидела толпу советских юношей и девушек с букетами цветов. Обрадованная, смущенная и растроганная до слез танцовщица жала протянутые ей руки... Хотя переводчика не было, Овета все поняла и была безгранично счастлива.
Из гостиницы они вышли все вместе и, взявшись за руки, пошли осматривать возрожденную из пепла Варшаву.
Со сцены Варшавской филармонии в притихший зал серебряным колокольчиком лилось нежнейшее сопрано. В нем звучали, сменяя друг друга, то ликование юного любящего сердца, то отчаяние обманутой души, то новая надежда на счастье.
Дочь силезского крестьянина, девятнадцатилетняя студентка варшавского института Полина Сикорская исполняла польскую народную песню «Панночка». Она пела о неудачной любви бедной крестьянской девушки, жених которой взял себе другую, нелюбимую, но богатую невесту. Девушка сошла с ума от горя. Ее отчаяние сменилось тихой радостью: она вообразила себя богатой панночкой и стала ждать возлюбленного:
Скорей приди, желанный,
Теперь ведь пани я,
Богатая и знатная,
И все кругом мое -
Поля, луга и рощи,
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.