«Мать»

опубликовано в номере №682, октябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Съемки фильма по одноименной повести А. М. Горького

Повесть «Мать» была создана A. M. Горьким в годы, когда реакционные силы беспощадно расправлялись с участниками первой русской революции, когда особенно важно было вселить в ряды рабочего класса уверенность в неизбежной, скорой победе над ненавистным царским строем. Именно такую мобилизующую, вдохновляющую роль сыграла книга пламенного Буревестника революции. Вот почему так высоко ценил B. И. Ленин повесть Горького «Мать». «... Книга - нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя. Очень своевременная книга», - сказал Владимир Ильич Горькому на III съезде РСДРП.

В этом замечательном творении основоположника советской художественной литературы ярко показаны растущие силы русского пролетариата в борьбе против царского самодержавия, за победу социалистической революции, за светлое будущее Родины. Гениальный мастер слова создал волнующие, незабываемые образы Ниловны и ее сына, самоотверженного борца за дело рабочего класса Павла Власова, - образы, которые не меркнут от времени, которые и сейчас живут в сердцах миллионов людей.

Не удивительно, что к этому произведению не раз обращались наши кинематографисты. Еще в 1919 году режиссер А. Разумный экранизировал «Мать». Но фильм получился неудачным. Его авторы не смогли отойти от натуралистических традиций прошлого, не поняли существа нового литературного направления, начало которому положил А. М. Горький своей знаменитой повестью.

В 1925 году, когда отмечалось двадцатилетие революции 1905 года, известный советский кинорежиссер В. И. Пудовкин приступил к новой экранизации «Материв. В этом фильме центральные роли - Ниловны и Павла - превосходно сыграли актеры МХАТ В. Барановская и Н. Баталов. Но в целом киноповествование не было лишено существенных недостатков. Произведение Горького являлось в нем лишь сюжетной основой; образы получились обедненными, отдельные сцены потеряли свою художественную и политическую значимость. Все - таки этот фильм был намного лучше предыдущего. Как и «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, «Мать» В. И. Пудовкина означала поворотный этап в развитии советского киноискусства.

Теперь, в дни пятидесятилетия первой русской революции, режиссер Марк Донской, знакомый советскому кинозрителю по фильмам «Детство», «В людях», «Мои университеты» и ряду других картин, работает над третьей по счету экранизацией горьковской «Матери». Более пятнадцати лет вынашивал он идею воплощения на экране этого глубоко реалистического произведения. И вот осуществляется то, что продумывалось годами, - уже идут съемки фильма «Мать».

Главную роль - Ниловны - исполняет народная артистка СССР В. П. Марецкая, создавшая обаятельные женские образы в картинах «Член правительства», «Сельская учительница», «Она защищает Родину». Павла Власова играет представитель артистической молодежи МХАТа Алексей Баталов, знакомый нам по картине «Большая семья» (Алексей Журбин). Роль Софьи исполняет заслуженная артистка РСФСР Лилия Гриценко, а Андрея Находки - заслуженный артист республики Андрей Петров, которого кинозритель знает по фильмам «Кубанские казаки», «Донецкие шахтеры», «Поезд идет на восток», «Наше сердце». Наряду с артистами старшего поколения С. И. Куриловым и П. М. Волковым в фильме заняты молодые артисты Татьяна Пилец - кая, Борис Битюков и многие другие.

Снимает картину оператор А. Мишурин, мастерство которого особенно ярко проявилось в фильме «Максимка».

Весь коллектив, участвующий в создании нового фильма, прилагает много усилий для того, чтобы картина получилась подлинно художественной, правдивой, волнующей, чтобы она правильно отображала историческую обстановку первой русской революции, чтобы каждый ее кадр звучал по - горьковски.

Закончив павильонные съемки ряда сцен в Киевской киностудии, группа актеров, постановщик, оператор и его ассистенты выехали на натурные съемки в места, где происходили события, описанные в повести, в места, где и поныне живут родные и близкие А. К. Заломовой и П. А. Заломова - прототипов вечно живых горьковских героев.

Целое лето работала съемочная группа на старейшем русском заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова и прилегающих к нему улицах.

... Вот идет съемка в одном из цехов крупнейшего в стране завода. Воздух наполнен гулом мощных машин, резкими свистками паровозов, грохотом и лязгом железа.

Но что это за люди в грязной, нищенской одежде собрались на заводском дворе перед цехом? Их суровые лица дышат гневом и решимостью. С напряженным вниманием слушают они призывную речь молодого рабочего. Вдруг в толпе, расталкивая собравшихся, появляется длинный человек в старомодном костюме и в пенсне...

Что за странная картина!... Но стоящие в стороне мощные осветительные приборы и киносъемочная аппаратура напоминают о том, что здесь снимается эпизод нового фильма.

Молодой рабочий, произносящий речь, это и есть Павел Власов. Он обращается к своим заводским товарищам с проникновенными горькими словами по поводу «болотной копейки». Несколько раз приходится артисту А. Баталову повторять перед аппаратом свою речь, а участникам массовой сцены, изображающим рабочих, выслушивать ее под палящими лучами солнца и ослепительных прожекторов. Но ничего не поделаешь - такова уж специфика кинематографа: каждую сцену необходимо снять несколько раз для того, чтобы потом лучший вариант включить в картину.

В городе Горьком закончены последние и самые ответственные съемки - первомайской демонстрации, гулянья и ряда эпизодов на заводе. В них принимали участие сотни горьковчан, особенно много юношей и девушек. В павильонах студии предстоит еще снять сцену суда и речи Павла, а также сцену на вокзале.

Кинокартина «Мать» в недалеком будущем будет закончена производством, и советские люди смогут увидеть на экране любимых героев бессмертного произведения А. М. Горького, суровые, грозовые дни первой русской революции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Живое наследие

К 100-летию со дня рождения И. В. Мичурина