... На небольшом китайском острове Дуньшан жила семья потомственных рыбаков. Женщины и девочка Ли Дун-сю плели сети, а мужчины ходили в море на промысел. Однажды ночью остров захватили чанкайшисты.
Ли Дун - сю не захотела ни жить под пятой захватчиков, ни, тем более, работать на них. Она создала из молодежи партизанскую группу, названную по примеру советских героев «Молодой гвардией».
В одной из листовок, подготовленных и распространенных членами этой группы, говорилось:
«Во имя свободы китайских граждан - жителей Дуньшана и во имя мира в Китае наш народ прогонит захватчиков не только из Дуньшана, но и с острова Тайвань».
Китайские молодогвардейцы активно включились в народно - освободительную борьбу: они вели пропагандистскую работу среди населения, совершали диверсионные акты. Накануне прихода частей Народно - освободительной армии члены партизанской группы задумали «поймать» в бухте острова вражеские катера. Ли Дун-сю вместе с другими девушками было поручено сплести тончайшие сети, которые искусно расставили в бухте. Гоминдановские солдаты не заметили их, сети намотались на винты катеров, и подоспевшие воины Китайской Народной Республики захватили всех чанкайшистов в плен.
С глубоким волнением слушали люди из разных стран рассказ молодой китайской патриотки о том, как строят в ее стране новые заводы, как крестьяне, впервые в истории получившие землю, выращивают богатые урожаи, как дружно и сплоченно идет народ великого Китая по пути мира и созидания.
- Что вы делаете сейчас? - спросили Ли Дун-сю. - Чем занимаются ваши товарищи?
- А сейчас я студентка, - закончила под аплодисменты слушателей свой рассказ Ли Дун - сю. - И все члены «Молодой гвардии» учатся или работают на строительстве нового Китая, строят новую, счастливую жизнь всему великому китайскому народу.
Юная индийская танцовщица Фагуни - очень стройная и подвижная девушка - привела в восторг участников фестиваля исполнением танца в честь богини - покровительницы науки и искусств - Серасвати. Индийское название этого танца переводится и как «Молитва мира», и как «Гимн миру», и пи «Поклонение богине мира».
Этот танец Фагуни до фестиваля исполняла у каменных ступеней храмов в священном индийском городе Бенаресе, куда стекаются паломники со всей страны, чтобы совершить омовение в водах Ганга. Исполняя танец, она собирала подписи под Венским Обращением.
... На сцене был зажжен жертвенник, пряный дым которого стал постепенно обволакивать первые ряды слушателей. На сцену вышла юная индианка с очень выразительными большими черными глазами. Она приблизилась к жертвеннику и молитвенно склонилась над ним.
Весь зал, затаив дыхание, следил за танцовщицей. Вот она выпрямилась, простерла руки над жертвенником и, подняв молящий взгляд к небу, начала свой танец. Сначала это был, собственно, танец рук, который выражал просьбу к богине принять жертву. Получив знак согласия, ликующая девушка исполняет благодарственный танец вокруг жертвенника - не танец, а именно «Гимн миру», искрящуюся радостью благодарность юного сердца за то, что богиня благословила ее на учебу искусству и наукам.
Славой миру, мирному труду и учебе заканчивался танец индийской танцовщицы, и представители молодежи всех стран, стоя, долго и бурно приветствовали выразительницу их дум и чаяний.
- Как же много радости могут дать народы друг другу, - говорит Фагуни, - если они будут жить в мире и сотрудничестве! В этом можно убедиться на примере Варшавского фестиваля. Я никогда в жизни не видела столько счастливых лиц, как здесь, на фестивале. Это говорит о том, что юноши и девушки всех стран радуются миру и дружбе и исполнены решимости сохранить их навечно.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.