Дни, которые забыть нельзя

А Антонов| опубликовано в номере №682, октябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Усадьбы и сады,

И королевский замок -

Все, все получишь ты.

Полина Сикорская мастерски передала всю глубину драмы несчастной девушки. Но ей аплодировали не только за артистическое мастерство. Зрители в исполнительнице видели судьбу нынешней Польши.

«Ведь это же ты, Полина, новая хозяйка Польши, владеешь теперь всем, что есть в твоей богатой стране, - думал каждый из присутствовавших на концерте. - И бывшие королевские замки, и панские угодья, и фабрики, и заводы - все кругом твое, Полина!»

Именно это имела в виду представительница Марокко Дэви Грасси, когда она, поднявшись на сцену, чтобы передать Полине цветы, взволнованно сказала:

- Какая ты счастливая, пани Полина!

Тапер

Исполнялась соната «Аппассионата». Ее звуки падали в зал, как желтые листья с дерева в тихую погоду - торжественно и грустно.

На всех концертах при исполнении этого бессмертного творения Бетховена слушатели смотрят на исполнителя, но не видят его, погружаясь в свои воспоминания, думы и чувства, навеваемые музыкой. Так и сейчас, юноши и девушки из всех стран мира - те, кто слышал эту сонату десятки раз, и те, кто слушал ее впервые, - отдавшись своим мечтам, не замечали исполнителя. Когда замер звук последнего аккорда, в зале поднялась буря, приветствовавшая талант пианиста.

Гром аплодисментов сотрясал своды зала филармонии, а молодой пианист продолжал стоять у рояля, опершись на него левой рукой. Он не уходил и не садился, словно удивляясь чему - то и стараясь понять происходившее в зале. По тому ли, что исполнитель сонаты смотрел куда - то вверх, или по каким - то другим признакам, но слушатели поняли: перед ними стоит слепой юноша, и аплодисменты перешли в долгую овацию.

Али Кайтала - так звали пианиста - приехал из Ливана. Он слеп от рождения. Музыкой он стал увлекаться с детства. У матери его, простой служанки в одном богатом доме, не было средств, чтобы дать сыну музыкальное образование. Учился он самостоятельно. Летом, когда хозяева уезжали из города на свою приморскую виллу, и дом пустовал, Али целыми днями не отходил от рояля. Он быстро овладел игрой на инструменте, и мать через знакомого официанта пристроила сына талером в модное кафе.

Когда в Ливане началась подготовка к Пятому Всемирному фестивалю, Али решил принять участие в конкурсе. Его без колебаний послали в Варшаву.

- Всю жизнь я надеялся прозреть, как надеется каждый слепой, - говорил Али после своего выступления на фестивале. - Один врач в Бейруте сказал мне, что я могу увидеть свет, если в минуту большого волнения буду очень хотеть этого. Мне никогда не хотелось так сильно видеть людей, как сегодня. Говорят, что вся Варшава утопает в цветах и флагах всех стран. Я не вижу этого, но слышу много смеха и веселья. Я представляю себе счастливые лица юношей и девушек, желающих жить в мире и дружбе друг с другом, и чувствую себя тоже счастливым. Пришел конец моему одиночеству, я почувствовал, что я тоже нужен людям - не как талер, а как исполнитель пьес Бетховена, Листа, Чайковского...

Ли Дун-Сю

Среди участников Варшавского фестиваля была двадцатилетняя китайская девушка Ли Дун - сю. Слава о ее подвигах как руководительницы китайской «Молодой гвардии» разнеслась по Варшаве в первый же день фестиваля.

Представители различных стран собрались на встречу с делегацией китайской молодежи. Теплая дружеская беседа уже клонилась к концу, когда гости стали скандировать имя героини:

- Ли Дун-сю! Ли Дун-сю!

Девушка растерялась: она не могла ни петь, ни танцевать. С замиравшим от страха сердцем Ли Дун - сю вышла на сцену. Как умела, она исполнила слышанную в детстве колыбельную песенку. В ответ раздались шумные аплодисменты, но тут же выяснилось, что от нее ожидают не пения и не танцев, а рассказа о ее деятельности в «Молодой гвардии».

Обрадованная, девушка охотно исполнила просьбу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены