Капралов кольнул сердитым глазом злополучный никоновский «символ» и загремел, сдвигая кустистые брови:
- С портфельчика начинаем? Для пущей важности? Может, в наганчиком обзавелся? А комиссарскую кожанку с алыми портками когда оденешь - сразу или погодишь малость?
Я опустил голову.
Зазуммерил полевой телефон штаба армии. Ругнувшись в хрипящую трубку - речь шла о каких - то «о поданных вовремя воинских эшелонах, - председатель ВРК потянулся к портсигару, щелкнул зажигалкой. Потом до того раскашлялся, что весь затрясся и посинел.
Трубка, недовольно поверещав, смолкла. Капралов придвинул тяжеленную бронзовую пепельницу, вдавил в нее окурок, повелительно ткнул жилистой рукой в плюшевый диванчик.
- Посиди, пока я жару поддам саботажникам. Эшелоны, как ни верти, нам подгонять, а не Николаю - угоднику.
Круто потолковав с тяговиками и движенцами, он откинулся на спинку необъятного кресла, прикрыв на секунду лохматыми лапками бровей красные от бессонницы глаза, и завел речь совсем на иной манер - незлобивый, домашний.
- Не дуйся на старика, Аника - воин, - начал он, потчуя меня мятным леденцом. - Обиженных и без нас хватает. Хлебушка в обрез, обувки нет, враг рвется отовсюду. К народу в такой час с добрым словом надо, а не с портфельчиком, не с понуканием. Взять молодежь, к примеру. Горяча, прытка - ничего не скажешь, и распевает браво: |«...;Наш паровоз, лети вперед, в коммуне остановка!» А путь - то к ней, к коммуне, не короток. У паровоза каждый золотничок проверить надо, за топкой присмотреть, на манометр поглядывать, семафор не проскочить. Вот и втолкуй это всем парням и девчатам. Да не впопыхах: раз, два и... мировая революция. Погоди, не кривись. Кажись, и я в молодых ходил. До сих пор помню, как у нас на Казанке в девятьсот пятом...
Пересев на диванчик, Иван Семенович душевно заговорил об Ухтомском и других героях первой революции. И, вконец разохотившись, самолично набросал первый план работы нашей комсомольской ячейки.
- Лиха беда начало, - улыбнулся он, протягивая листочек, вырванный из блокнота, и следом за мной выходя в тамбур. Постоял немного на вагонной площадке, потом, усмотрев какой - то непорядок на станционных путях, легко спрыгнул с высокой подножки и вскочил на маневровый паровоз.
- Помогу! - крикнул он мне, высовываясь из будки машиниста.
Туберкулез рано подкосил жизнь Ивана Семеновича Капралова, стойкого большевика, первого и общепризнанного вожака казанской железнодорожной комсомолии.
В один из субботних вечеров, когда дневная смена вагонников уходила из цеха, а мы, молодежь, спешили на репетицию, меня на полдороге остановил комиссар железнодорожного телеграфа Стрешнев. Милейший старичок, горячий активист станционного драмкружка, был озабочен.
- Отказали в помещении? - опросил я, зная, что любители искусства всегда выпрашивали у городских властей какой - нибудь сарайчик для репетиций и спектаклей.
- Речь не про это, - ответил комиссар. - Другая новость. Государственный масштаб!
Отличаясь склонностью к артистическим преувеличениям, на сей раз он ничуть не погрешил против истины: в городе, проездом на фронт, ожидали Михаила Ивановича Калинина, и не исключалась возможность его выступления на вокзале.
- Понимаешь, - горячился Стрешнев, - каково краснеть перед Всероссийским старостой?!. У нас не агитпункт, а ночлежка. Весь пол в окурках и семечках...
Экстренное комсомольское собрание, состоявшееся взамен репетиции, длилось недолго. Молотобоец Овчинников предложил устроить комсомольский клуб в просторном и незаселенном бараке, притаившемся за «полосой отчуждения». Мы почему - то были уверены, что Михаил Иванович заглянет не в агитпункт, а именно в наш клуб. Девчата вызвались отмыть пол, маляры - побелить стены, столяры - застеклить окна. В довершение всего конторщицы комсомолки Князева и Горелова принесли из дома кисейные занавески, а мой дружок Голованов неведомо откуда притащил огромную картину, изображавшую лунную ночь и венецианскую гондолу с гондольерами.
Осмотрщик вагонов Плотников, или в просторечии дядя Саша, человек далеко не юного возраста, но ревностный участник всех наших комсомольских начинаний, придирчиво изучил старинную олеографию и высказался уклончиво:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжение. Начало см. в №№ 13 - 14