Дагестан. Время ветров

Ирина Стин| опубликовано в номере №1440, май 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

— А что в музеях?

Тут все есть: серебряные, медные, фаянсовые и золотые редкости, бронзовые котлы, серебряные блюда и кувшины, кубки и сосуды для вина, старинное оружие, стремена, цепи, есть серьги, подвески, пояса, пряжки, браслеты, кольца, есть и древний восточный фаянс.

— Откуда это?

«Кубачи никогда не был без мастеров. Человека не было, кто не знал бы ремесло. В семь-восемь лет уже получал ремесло и начинал работать. Так было всегда!» — сказал мастер Гаджибахмуд. Когда же началось это «всегда»? Давно. Уверяют даже, что до Александра Македонского.

От отца к сыну. Эта цепь, не прерываясь, дошла до наших дней. Только теперь дети аула учатся в школе, здесь же изучая кубачинское мастерство. А работать начинают не раньше окончания школы. В старину, когда мастер достигал совершенства и хотелось ему показать свое мастерство дальше аула и даже дальше Дагестана, когда хотелось ему посмотреть самому на искусства других людей, отправлялся он в Грузию, Персию, Турцию или Египет.

— А что брал с собой мастер?

— Голову брал! Мало ли что ждет человека так далеко. Обман, вино, женщины. Голова нужна!

— Деньги нужны в такой путь.

— Откуда у горца деньги? У него семья, дети. Руки — его деньги! Руки нужны.

Садился мастер на коня; голова — вот она, руки целы и кое-что умеют. Кинжал на боку. А что еще? Инструмент, который весь умещается на ладони. Легко ехать! Сколько увидит, услышит, узнает и потом долго будет рассказывать детям и внукам. И обязательно привезет из дальних стран что-нибудь такое — прекрасное. А иначе кто ему поверит, что он там был? Может, он только хвастает, а сам просидел на базарной площади за перевалом?

Привозил — хорошо. Никуда не ездил — свое оставлял. Так и хранятся лучшие работы сыновей, отцов, дедов и прадедов: гравировка по металлу, чеканка, чернь, зернь, скань и даже эмаль — все это дело рук кубачинских мастеров. У одних в музее персидский фаянс VI века, есть и бронзовые котлы XI века, есть камин, которому пятьсот лет, — ученые прочитали на нем надпись. Только камин этот не в музее — это обычный семейный очаг, где женщины, сменяясь поколениями, готовят пищу.

Прекрасны одежды кубачинских женщин! Все они носят легкие длинные шарфы — белые, расшитые золотой нитью, яркие платья, пестрые вязаные джурабы — нарядные носки из овечьей шерсти. Кажется, что попал в большой театральный ансамбль, где все уже нарядились для выступления, но пока разбрелись по аулу. И кажется, что в Кубачах всегда праздник.

Из поколения в поколение назначением и смыслом каждой жизни было одно — сберечь все, что оставили предки: образ жизни, язык, веру, обычаи, обряды, предания, песни, жилища, одежды, ремесла, искусства — все сохранить, все передать детям, не дать исчезнуть, не дать раствориться...

Когда жителям аула Куруш, одного из самых высокогорных поселений Европы, предложили переселиться в специально построенный для них на берегу моря поселок Новый Куруш — преимущества жизни в долине очевидны, — они отказались.

— Спускаться с гор? Куда?

— Вниз, в долину. Там море, земля хорошая и шоссе проходит.

— А кто же здесь останется?

— Зачем оставаться?

— А зачем уезжать?

— Ну там же хорошо!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Нервных просим удалиться

Ошибки, неудачи на первых порах, неудовлетворенность условиями труда — все это часто заставляет новичка менять место работы, а то и профессию. Отчего такое происходит?

Те, кто остался

Твои герои, комсомол