Что значит украшать землю

Лариса Кудрявцева| опубликовано в номере №1334, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я всегда полагал, что искусство в нашем революционном деле – огромная сила, еще далеко до конца не оцененная.

К примеру, телевидение охватывает сегодня практически всю страну. Легко представить, что это за сила, особенно для дальних краев, куда раньше искусство проникало от случая к случаю. Сейчас же каждый человек может получить те же самые художественные впечатления, что и житель Москвы или Ленинграда.

Недавно по телевидению прошел 20-серийный фильм, посвященный Эрмитажу. Это огромная работа, которая была продолжена примерно тем же коллективом в отношении ленинградского Русского музея – одного из крупнейших центров культуры. Возможность показать всему нашему обществу, включая сюда самую отдаленную деревню, шедевры мирового искусства открывает новые возможности для образования личности.

Интернационализм нашего телевидения имеет огромное значение. Сидя в Москве, телезритель узнает, что в каждой союзной республике есть интересного, имеет возможность слушать талантливые произведения народного искусства.

– Скажите, что вы, как художник и общественный деятель, вкладываете в понятие «украшать землю»? Улучшать ее?

– По-моему, это значит не только строить прекрасные города, сажать цветы, деревья, прокладывать дороги. Украшать жизнь – значит сохранять землю, все прекрасное, что есть на ней.

Самое же главное украшение земли – человек. Умный, честный, мужественный, нежный, нравственный... И если люди все будут такими, тогда они смогут сохранить и еще больше украсить нашу планету. Мы приходим в жизнь, чтобы оставить о себе память. С давних пор считается: жизнь не полная, если ты не посадил ни одного дерева.

Моя задача как художника – любить человека сегодня и воспитывать человека будущего. И я уверен, что нет предназначения главнее для искусства в целом.

Из чего складывается духовное богатство личности? Из системы внутренних и внешних связей, которыми человек живет в окружающем его мире. Прежде всего это уважение к человеческому труду, которым в конечном счете сделано все. Даже самая маленькая деталь нашего быта – продукт человеческого труда. От коробки спичек до мостов, которые человек возводит через бурные реки, до газопроводов, до БАМа – всюду человек: его ум, его смекалка, его терпение, умение, способность преодолевать и выполнять свой человеческий долг, нравственный долг, который прежде всего измеряется в отношении к труду.

Вторая мерка, которой человек измеряется в окружающем мире: способность жить в обществе, коллективизм. Сюда входит и пролетарский интернационализм – то самое драгоценное, что завещали нам ленинская философская мысль и ленинская политика, именно поэтому мы располагаем сегодня обществом, объединяющим 15 национальных республик, множество языков, в общем, единой социалистической семьей.

Это гигантское достижение, которое переоценить невозможно. Обладая та-. кой мощью, порой хочется видеть в личности более заметные следы того, что она пришла на эту землю украшать ее. Встречаются еще люди, готовые многое уступить в своих человеческих принципах, которые в интересах эгоистических готовы совершить много неблаговидных поступков. Пользуясь правами, они совершенно забывают об обязанностях. Воспитание чувства долга, на мой взгляд, – одна из самых актуальных проблем сегодня для семьи.

В каком соотношении находится труд, создание материальных ценностей с тем, что молодой человек получает от литературы, искусства в помощь своему мировоззрению, пониманию цели жизни, интересу к ней? Эти вопросы не всегда задают себе юноши и девушки, вступающие в жизнь. Они как бы движутся по течению: читают, ходят в театр, смотрят фильмы, но это стало настолько традиционным фоном для формирования личности, что часто молодой человек пользуется всем бездумно, не придавая особого значения тому, что он прочитал, что увидел, что на ходу схватил, а что, может, самое главное, и не успел. Но ведь это «главное» – то, что должно очередным, весомым кирпичиком лечь в пока еще хрупкое здание мировоззрения вступающего в жизнь. И беглость чтения или зрительской реакции в результате окажется беглостью восприятия мира, человека.

Все, что от меня зависит, я стараюсь делать и буду делать для того, чтобы помочь молодым людям открыто и прямо видеть мир, не ублажать себя всякого рода наивными и уклончивыми попытками увидеть этот мир глазами беспечного потребителя. Танцевать и петь можно и должно, я не спорю, молодой человек хочет двигаться, это совершенно естественно, и никаких претензий по этому поводу нет и быть не может. Но, как говорится, «делу время, а потехе час». Никогда не надо забывать эту старинную, но очень верную пословицу. А порой приходится сталкиваться с тем, что делу даже и часа нет, а остальное все сплошная потеха. Я думаю, что искусство в этом смысле обязано строго и серьезно служить своему времени.

Не надо стоять перед молодостью по стойке «смирно». Это не обязанность ни педагогов, ни родителей. Их дело – опыт свой, нажитый жизнью, как-то кооперировать со страстью, живостью, предприимчивостью молодой натуры, молодого ума. В нашем обществе принято все делать сообща, все делать вместе, и поэтому для меня нет какого-то строго ограниченного раздела в кинематографических замыслах и решениях: это-де молодежная тема, а это – взрослая. Такое деление несерьезно. Тем более, что молодежь очень разная, и люди взрослые очень разные. Иной взрослый человек знает в десять раз меньше, чем его собственный сын, который успешно и увлеченно учится.

Конечно, семилетнему мальчику не расскажешь того, что расскажешь 17-летнему, а 17-летнему не расскажешь того, что расскажешь 30-летнему человеку. Но при всем, при том некая общность, обусловленная нашим социалистическим строем, заложена в самом начале нашего искусства.

Кинематограф на службе школы – вот одна из главных наших задач. Не кинематограф для развлечения школьников, такой тоже нужен, и он есть. Вопрос ставится совершенно иначе: кинематограф, который должен воспитывать вкус, разум, понимание цели. То есть организовывать личность.

Украшать землю – это значит и со всем жаром сердечным защищать ее от бед.

Едва ли нужно говорить о том, насколько сложна современная обстановка в окружающем нас мире. Но места панике нет. Всякого рода угрозы, более или менее откровенные, которые постоянно доносятся из-за океана, да и из европейских районов, если иметь в виду НАТО, являются не чем иным, как программной деятельностью профессиональных провокаторов или безответственных политических интриганов, и надо понять, что они никогда" не будут иными, пока жив еще мир чистогана, пока жив империализм. К этому нужно быть готовым. Необходимо, последовательно и спокойно действуя, обеспечивать продолжение и всяческое укрепление мирного сосуществования народов, что и делают Советское государство и партия.

Мы, советские художники, своими произведениями стараемся внести свой вклад в борьбу за мир. Современный деятель искусств непременно должен думать о всех сложностях, которые окружают человека, исследовать мир со все большей и большей аналитической глубиной. Мы, художники, ведь призваны не только украшать землю, но и улучшать ее.

Улучшать землю – это еще значит улучшать жизнь и самих людей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены