Что значит украшать землю

Лариса Кудрявцева| опубликовано в номере №1334, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Особых открытий от абитуриентов мы не ждем. А вот первый курс... Тут уж совершенно другое дело. Уходит страх, и постепенно раскрывается натура.

– Каков ваш первый совет молодому режиссеру?

– Быть храбрым и умным. Если он будет умен и храбр – успех обеспечен, потому что в конечном счете искусство при всей его, казалось бы, зависимости от природного дарования, от интуиции, которая всегда должна сопутствовать художнику, все-таки опирается прежде всего на ум и храбрость.

Режиссер должен уметь видеть и понимать реальные, жизненные проблемы, которые решает народ, государство, и ставить их прямо, без обиняков, не стесняясь. А ум художника заключается, на мой взгляд, в том, что каждое душевное движение, которое сопутствует рождению образа, не вычислено холодной зрелостью опыта и осторожностью расчета, а является следствием глубокого постижения мира, который открывается только умному, убежденному человеку. Художник обязан быть на уровне социальных требований своего времени.

Случайные люди в кинематографе, которые могут сегодня что-то сделать, а завтра новой работой все перечеркнуть, потому что у них нет ни нравственной, ни интеллектуальной основы, – это художники, которые промелькнут на миг, и на этом закончится их судьба. Серьезные же люди всегда стремятся к тому, чтобы совершенствовать сознание, свой ум, углубить его, понять причины и связи, которые движут жизнь, а не только констатировать результаты.

– Сергей Алоллинариевич, общеизвестны достижения советского многонационального кинематографа. Какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед молодыми мастерами кино союзных республик?

– Кинематограф, на мой взгляд, это все-таки всегда продолжение литературы. Я не могу представить себе кинематограф, который возрос на пустынной почве.

Вот, скажем, еще совсем недавно многие удивлялись успехам кинематографистов Киргизии. А я считаю, что удивляться тут нечему. Это естественный процесс. На земле, где родился Чингиз Айтматов, где его литература стала уже точкой отсчета, меркой для всех искусств, совершенно естественно, что молодые, вступающие в кинематографию пробуют, ищут себя уже на этом высоком уровне. Им было бы просто стыдно отступать на какие-то иные позиции и там искать домашних успехов и удач. Они отсчитывали от Чингиза Айтматова. То же и в Азербайджане, где немалое литературное влияние на кино оказывают писатели братья Ибрагимбековы.

Это происходит буквально в каждой республике. Появляется литературный вождь, который в состоянии показать масштабы того, что может сделать данная национальная культура, что она успела нажить за эти десятилетия, и уже на него идет равнение.

Просто так, сам по себе, кинематограф существовать не может. Был, правда, период, когда некоторые ратовали за «раскрепощение» от литературы. Тут напутали много. Время показало, что в любом фильме нужно искать литературный корень.

На этой основе заметно поднимается кинематограф прибалтийских республик. Если до конца 70-х годов в его развитии наблюдалось отставание, то сейчас он твердо идет вперед.

В отношении связи литературы и кинематографии многое успевает исправить и украинская кинематография. Еще недавно она давала в этом смысле повод для нареканий, но в настоящее время там появляется все больше и больше интересных работ, молодых интересных режиссеров.

Радует, что в кинематографии наблюдается очень большой приток молодежи. Можно назвать немало интересных режиссерских имен, вполне уже проверенных, которые делают картины или лучше, или хуже, но обязательно на уровне, который всегда в пределах искусства.

Надо надеяться, что молодые кинематографисты при очевидных успехах могут сделать много того, что еще не сделано и зрелым поколением.

Прежде всего нужно стремиться творить по-своему. Каждый имеет право что-то попробовать сам. Молодые люди, приходящие в кино, должны чувствовать тематику, которую предлагает время, и при этом искать свои выразительные средства.

Если говорить о какой-то общей тенденции нашего кинематографа, которая мне кажется продуктивной и важной, – это все большее и большее сближение искусства со зрелой общественной мыслью.

– Взаимосвязь наших культур... В чем она, по-вашему, выражается?

– Мы живем в стране, в которой уважение к традициям и особенностям национальных культур, взаимопомощь, взаимодействие между ними подняты на уровень государственной политики.

Прежде всего нас объединяет русский язык – язык межнационального общения. Он бесконечно богат и демократичен. С пониманием языка открывается безбрежный океан русской литературы. Человек, который способен в оригинале прочитать Пушкина, – уже богатый человек. Все бесчисленные богатства русской литературы – достижение нашего современника, живущего в Узбекистане или Эстонии, Киргизии, Украине, Латвии, Белоруссии...

Литература – вот начало, которое роднит всех. Искусство, в том числе и кинематография, – лучшие связующие, лучшие учителя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены