Чем определяется успех кинорежиссера? Конечно, фильмами. Но, согласитесь, этого мало. Вопрос еще и в том, как долго они остаются в памяти народной, будят ли мысль, воспитывают ли человека...
У фильмов Сергея Аполлинариевича Герасимова долгая и счастливая судьба. Появившись на экране, они неизменно вызывают широкий резонанс, многие по праву вошли в «золотой фонд» советского кинематографа, явились целой эпохой в его развитии, служат благородному делу воспитания молодежи.
Истинно талантливый режиссер не может жить в «узком» кинематографическом кругу, вне интересов общества и страны. Как не вправе забывать и о том, кто придет ему на смену. Это обостренное чувство ответственности за завтрашний день страны, завтрашний день кино в полной мере присуще Сергею Аполлинариевичу Герасимову.
Не случайно признанный мастер кино пришел во ВГИК и организовал «Мастерскую». По его собственному признанию, режиссура – это профессия, а педагогика – призвание, дело, которому он отдает весь свой богатый опыт, накопленный за десятилетия яркой, насыщенной жизни.
Пожалуй, нет в нашей огромной стране республики, нет киностудии, где бы не работали его ученики, неся своему народу все, чему научились у мастера.
– Учитель, воспитай ученика... Что может быть важнее этой благородной задачи? Ваше внимание к творческим поискам молодых общеизвестно. На учебу к вам съезжаются юноши и девушки из всех союзных республик. Наверное, дружная многонациональная семья получается?
– Да, вот уже не один десяток лет мы с Тамарой Федоровной Макаровой руководим объединенной актерско-режиссерской мастерской во ВГИКе.
Педагогика стала для нас призванием. И должен сказать, что педагогическое начало в моей жизни приобретает все большее и большее значение.
Сколько у меня учеников? Трудно сказать. Их адрес? Весь Советский Союз. Я призываю своих учеников учиться у всех великих мастеров, но никого не копировать. Я хочу видеть их не только творческими индивидуальностями, но прежде всего детьми своей национальной культуры.
Заканчивают студенты учебу. Разъезжаются по киностудиям страны. А нам интересно – как они там? Наведываются они к нам в гости. Следим и мы за их жизнью на республиканских студиях. Так почти весь Союз и объездили. Вот недавно заезжал я на Алма-Атинскую студию, где наш ученик Ермек Шанорабаев сделал, на мой взгляд, очень интересную работу по классическому рассказу М. Ауэзова. В своем дебюте Ермек проявил хороший кинематографический глаз, точность, остроту композиции.
Многие, учась во ВГИКе, делают интересные дипломные работы. Вот, скажем, Кэтрин Лаур из Эстонии – одаренная девушка. ВГИК она окончила с блеском. Каковы будут ее дальнейшие работы – покажет время.
В ближайшие дни я планирую заехать в Киргизию... Там живет и работает еще один мой ученик – Замир Эралиев. Он начинает первую самостоятельную работу. Его замысел – сделать новую киргизскую версию произведения Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары». Сценарий я читал, сценарий хороший. Чингиз Торекулович тоже одобрил эту сценарную версию, и если Замиру Эралиеву удастся сделать все так, как он написал, мы вправе ожидать интересный фильм и нового серьезного режиссера.
Очень хорошо работает в Грузии выпускница нашей «Мастерской» Лана Гогоберидзе, создавшая в Тбилиси собственную режиссерскую мастерскую.
Много имен и биографий... Николай Губенко – ученик нашей «Мастерской». Люблю его и считаю, что он может рассчитывать на самое широкое зрительское признание, а это всегда главная награда художникам. Его фильм «Подранки», высоко оцененный зрителями и критикой, получил призы на самых различных конкурсах.
Не скрою, я рад, что наша интернациональная «вгиковская» семья не ограничивается рамками Советского Союза. Многие наши воспитанники с успехом работают на киностудиях ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Финляндии...
– Понятно, что студенты-вгиковцы у вас учатся многому. А вот что вам дает общение с начинающими артистами и режиссерами?
– Быть педагогом – благодарное занятие, особенно когда складывается интересный курс. Правда, такое случается не всегда, хотя конкурс во ВГИК достигает порой ста человек на одно место.
Запомнился мне курс, в котором было четыре Наташи: Наташа Аринбасарова, Наташа Белохвостикова, Наташа Бондарчук и Наташа Гвоздикова. Все четверо были интересны и сейчас уверенно и успешно работают в кино.
Всегда с любопытством вглядываюсь в абитуриентов. Как правило, они приносят на первый курс страх перед профессией. Хотя были и храбрые абитуриенты. Такие, например, как Люба Полехина, которая делала свою судьбу сама. Приехав в Москву, работала поначалу дворником. Но, сами понимаете, тут не в этом залог успеха, а в том, что она одарена, да и голова есть на плечах.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.