Что значит украшать землю

Лариса Кудрявцева| опубликовано в номере №1334, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне довелось в свое время сделать картину о Байкале «У озера», где я попытался изложить свои позиции по вопросу охраны природы, второй главнейшей проблемы, которая мне представляется на сегодняшний день очень важной и актуальной. Фильм пришлось делать, скажем прямо, не в очень простой обстановке. Многие пытались доказать, что картина эта поднимает вопрос, видите ли, несвоевременно. Вот когда мы, мол, окончательно испортим Байкал, тогда можете поговорить о том, как же это получилось. Я же на это смотрел несколько иначе. Имел реальную поддержку ученых, помогающих мне, но имел и противников весьма влиятельных, которые считали, что совершенно ни к чему вопрос об охране природы делать злобой дня. Картина была сделана и увенчана Государственной премией СССР, в какой-то степени она повлияла на судьбу Байкала, привлекла внимание самых широких слоев нашего общества, что я считаю самой главной наградой за труд.

Не случайна в этом фильме параллель между Леной Барминой и Байкалом. Чистота как нравственный критерий объединяет их.

Вот я смотрю порой на иную привлекательную девушку, едва окончившую среднюю школу. Многие из них не понимают того, что они сами привлекательны тем, как их создала природа, и прилагают много усилий для того, чтобы изуродовать себя в интересах так называемой моды. Надо знать, что красота – она обязательно и непосредственно связана с природой, она лежит тоже а сфере природы. Человек – часть природы, только мыслящая. Он подвластен тем же меркам, которыми мы измеряем красоту природы.

Если говорить о красоте, то, как мне кажется, она начинается с естественности. Удовольствие испытываешь, когда уступаешь место женщине, старику, потому что в этот момент ты включаешь себя в систему нормальных человеческих отношений.

Почему возможно, входя в магазин, расталкивать, опрокидывать людей более слабых, чем ты сам; рваться к прилавку, не обращая внимания на других... Что может быть отвратительнее подобной картины? Что может быть омерзительнее расхлястанного парня, который плечом пробивает себе путь к «счастью»? Я говорю об этом сознательно жестко, потому что ненавижу это. Ненавижу подобных молодых людей, которых мы начинаем оправдывать, сетуя, что не то воспитание, не та среда, двор был не тот, лестница не та. Позвольте, при чем тут лестница и двор? Виноваты сами люди и никто более.

Естественность – вот что мне представляется наиболее привлекательным. Порой человек, даже лишенный внешней привлекательности, красив оттого, что украшен мыслью, что неизбежно отразится во всем его облике.

А как часто еще видишь молодого человека, будь то девушка или парень, изуродованного модой: тут и перстни на грязных пальцах, и давно не мытые волосы, крашенные пергидролью. Как много косметики – и как не хватает воды и мыла!

Это очень важный предмет для разговора. Ранее мы говорили о природе. Но это тоже природа, природа человека, и ее нужно так же сохранять, как природу озера, моря, леса...

В совете по эстетическому воспитанию Академии педагогических наук СССР я вижу своей целью стремление воспитать человека таким образом, чтобы он понимал, что сам есть вершина природы и появился на свет не вытаптывать и выжигать природу, а украшать землю и собою украшать жизнь.

– Наше государство своим появлением открыло новую эру в истории человечества. И потому каждая дата в сравнительно небольшой, но яркой жизни Страны Советов проникнута особым смыслом. Каков он для вас в дате, отмечаемой сейчас?

– Прежде всего нынешний юбилей для меня – юбилей уникального, не виданного раньше в мире Союза Равных. Да, не стало окраин, притесняемых и заброшенных, в нашей стране.

Кинематографическая профессия хороша тем, что мы никогда не сидим дома. Мы постоянно в движении. Частенько заглядываем в наши самые дальние республики, края. Недавно я был в Алма-Ате в составе делегации от комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. Цель нашей поездки – посмотреть архитектурные достижения столицы Казахстана. Я и ранее был в Алма-Ате, и для меня не новость облик этого города. Но те, кто приехал впервые, были ошеломлены тем, что увидели такую гармонию архитектурных замыслов и решений, какую далеко не всегда можно увидеть и в иных столицах крупнейших государств.

Алма-Ата, Ташкент, в котором мне приходится довольно часто бывать, – живое свидетельство того, что такое 60 лет Советского Союза, свидетельство огромной победы, которую одержали Советская власть, Коммунистическая партия в объединении народов. Причем это настолько очевидно, что нет никакой надобности объяснять преимущества социалистического строя для ранее отсталых царских окраин. Все достижения выступают с наглядной активностью и остротой. Речь идет не только о домах, не только об улицах и городах, -речь идет в первую очередь, естественно, о человеке.

Социалистическая реальность – как высоко она его подняла! Сколько умных, талантливых людей она выпустила из духовной тюрьмы на просторы ума и творчества, и сколько они успели сделать!

Взять хотя бы Чингиза Айтматова. Ни для кого не секрет, что он сейчас один из самых крупных писателей современности, независимо от того, где родился его талант. Я подчеркиваю, он один из самых талантливых писателей современности. Его читают не только в нашей огромной стране, его читают во всем мире, и читают с огромным интересом и уважением. Здесь – прямое свидетельство того, что такое Советская власть для человека, ранее социально подавленного, прикованного к своей исторической судьбе. Ведь именно на отсталости строилась ранее вся царская политика: не дать вырасти, не дать вырваться. И вот теперь люди, выпущенные победившей революцией на волю, делают поистине чудеса. Как же этим не любоваться, как этим не гордиться!

Любой иностранец, попадающий в Среднюю Азию, смотрит на окружающее, не веря глазам. Замордованный продажной пропагандой, он настолько не готов к тому, что видит на самом деле, что чувствует себя как во сне. Мне много приходилось разговаривать с гостями из разных стран, и всегда в первую очередь я слышу: то, что мы увидели на Советском Востоке, ошеломляюще. Но их дело удивляться, наше дело радоваться и шагать дальше.

Вот такие мысли приходят, когда я думаю, что такое 60-летие СССР. Это труд, это счастье трудиться осмысленно в коллективе единомышленников, видя перед собой перспективу освобождения земли от пут чистогана и зверства, того действительного терроризма, которым измеряется сейчас вся политика в мире капитала.

Диву даешься, когда знакомишься с фильмами, которые сегодня делаются на Западе. Откровенно снимаются картины. Но эта откровенность – коммерция. В упор снимается собственный мир, и это до такой степени страшно, что можно этим торговать, как миром ужасов, хотя это не что иное, как реальная жизнь людей весьма цивилизованных. Недавно я смотрел картину – хочу, чтобы ее посмотрела вся молодежь, – «Америка сегодня». Америка убийств. В фильме собраны все убийства президентов, все знаменитые убийства исследованы подробнейшим образом кинематографом. Жутко смотреть на все это.

Буржуазное искусство Запада порочно до мозга костей. Оно воспитывает порочность, и ничто другое. Это заговор против молодого ума. Это лицемерие и подлость. К чему все журналы порнографических картинок, которые продаются в любом газетном киоске любой буржуазной страны в любом количестве? Не хочется об этом говорить, но всегда нужно помнить, что опасная среда вокруг нас опасна для нашего социалистического мира. Сколько там яда, сколько злобы, сколько стяжательства, безразличия к судьбе людей...

Сейчас я работаю над фильмом о Льве Толстом. Сценарий написан, с ноября фильм запущен в производство. Предстоит огромная работа, которая впитывает в себя множество размышлений по поводу развития революции еще в предоктябрьскую эпоху в начале века, где фигура Толстого поднималась, по определению Ленина, как зеркало, отражающее весь сложный поток русской революции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Возвращение

Рассказ