Реки

опубликовано в номере №1334, декабрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Они не знают границ между народами, верно служат людям самых разных национальностей. Великая русская река Волга равно поит и кормит живущих на ее берегах русских и татар, чувашей и марийцев, калмыков. А Днепр? По землям трех великих народов – русского, белорусского и украинского – течет он. И каждому одинаково дорог. Кура поит Грузию и Азербайджан. Неман – Литву и Белоруссию. Иртыш – Казахстан и Россию... Сегодня реки не только поят и кормят. Нурекская ГЭС в Таджикистане – строилась она рабочими 43 национальностей – дает энергию во все союзные республики Средней Азии. Реки соединяют. Реки учат жить в дружбе и мире.

Каждая река хороша по-своему. Но каждая – из многих ручьев и речек поменьше. Слившись в один могучий поток, текут они вольно и просторно к одной цели. И как тут не прийти на ум сравнению: так из многих народов и национальностей сложилась новая историческая общность – советский народ. И пусть разная у этих народов история, традиции и обычаи, цель теперь одна – та, что открыла Октябрьская революция. Та, ради которой объединились они 60 лет назад в могучий союз равноправных народов.

...Люди всегда селились около рек.

Школьная премудрость эта и в детстве не нуждалась ни в доказательствах, ни в объяснениях. Чего тут объяснять? Кому непонятно, что это за чудо такое – река! Напоит, накормит, одарит красотой.

Сам вид реки, бурно или плавно несущей свои воды, обладает каким-то особенным воздействием на человека. Вызывает серьезные мысли, пробуждает глубокие чувства.

Не просто же так сказано: река жизни, течение жизни.

И с детских лет завораживает, притягивает человека вода рек.

Теплая, с плеском рыб, с цветущими берегами, радужными стрекозами, с отражением облаков – летом.

Темная, прозрачная, медленная, словно загустевшая от холода, проникающего в нее, – осенью.

Торжествующая, непослушная, рвущаяся из привычных берегов, в крошеве льда и снега – весной...

Их много в нашей стране. Какое счастье, что природа и здесь не поскупилась! Около трех миллионов рек и речушек общей протяженностью 9600 тысяч километров текут по нашей земле. Они краса, гордость, радость и счастье людей, всего живого. Они наше здоровье и попросту жизнь.

Ведь питьевая вода составляет всего 2 процента от водных запасов планеты. Но что нам без речек соленые просторы океана? Права среднеазиатская мудрость, где цену воде знают особенно хорошо: «Озеро соленой воды стоит меньше, чем кувшин пресной».

Вода, обычная пресная вода. Чудо природы. Самое распространенное, самое дешевое. И самое незаменимое, самое драгоценное.

99,9 процента наших рек длиной менее ста километров. Но каждая из них бесценна, важна и дорога нам, как великаны Енисей, Обь, Лена, Волга, входящие в число крупнейших рек мира.

Именно реки всегда связывали людей с дальними народами и ближними соседями. Несли на себе тяжело груженные струги, ладьи, карбасы, плоты, расшивы, лодки.

Реки и сегодня – работницы, беззаветные труженицы, каких поискать.

Исконная их работа – транспортная. Для северных районов Европейской части страны, Сибири, где еще так остро ощущается недостаток шоссейных и железных дорог, судоходные реки просто спасение.

Начинаются ли работы по мелиорации, строительство дорог, новых сел и городов – все необходимое для этих обширных дел везут по рекам, речным транспортом, который быстро растет, становится все мощнее. Сегодняшние проблемы Нечерноземья без речного транспорта не решить. Есть у нас глубинка, куда завезти нужное людям можно только по реке.

А возьмите север Сибири. Тот самый, что уже стал главной топливно-энергетической базой страны. Именно по рекам идет основной поток грузов для великих здешних строек. По рекам великим и малым.

Поток этот столь жизненно важен, что каждый день речной навигации на счету. Навигацию растягивают сколько только возможно, оснащая речной флот ледоколами и судами ледокольного типа. Расчеты показали: удлинение сроков речных навигаций в Сибири хотя бы на несколько дней позволяет перевезти дополнительно на стройки нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири, Норильского горно-обогатительного комбината, Якутского ТПК и других районов сотни тысяч тонн необходимейших грузов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о нашем гениальном ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, об одном   любопытном эпизоде из далеких времен, когда русский фрегат «Паллада»  под командованием Ивана Семеновича Унковского оказался у берегов Австралии, о  музе, соратнице, любящей жене поэта Андрея Вознесенского, отметившей в этом году столетний юбилей, остросюжетный роман Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены