– Мне хорошая не нужна, – улыбнулся Самсонов. – Мне подавай интересную. У меня самый творческий возраст.
Остается добавить, что Петру Андреевичу Самсонову исполнилось семьдесят пять лет.
– Когда человек на всю железку вкалывает, ему о старости и подумать некогда, – так считает Степанов. И действительно, случай с Самсоновым далеко не единственный факт творческого долголетия. К примеру, слесарь «Волгограднефтемаша» Григорий Федорович Синельщиков тоже давно перешагнул пенсионный рубеж, но многотиражная газета объединения по-прежнему нередко печатает чертежи и описания его новых разработок... и его стихи. «Быть у самых истоков прогресса – в жизни нету сильней интереса!» Может, с точки зрения высокой литературы и не шедевр, но сказано верно и о самом Григории Федоровиче и о многих его товарищах. Этот сильный интерес помогает им, несмотря на возраст, сохранять бодрость и молодую энергию.
– А энергии нам надо немало, – говорит Алексей Васильевич. – Бывает, наш брат, рационализатор, не столько головой работает, сколько ногами. – И добавляет, не жалуясь, просто и спокойно: – Сколько инстанций порой надо обойти, чтобы внедрения добиться!
Да только ли в таких случаях нужны человеку настойчивость и принципиальность? Года два назад начальник цеха, где трудился Степанов, ушел на пенсию. На его место прислали инженера из заводоуправления. Алексей Васильевич не раз встречался с ним и раньше по делам совета новаторов и знал как отличного конструктора. Но в цехе новый повел себя как-то странно, замкнулся в кабинете, не поддерживал никакого контакта с общественными организациями, неохотно и неумело решал организационные вопросы. Цех понемногу сползал в отстающие, людям становилось ясно, что новый руководитель хоть и отличный инженер, но просто не имеет практики и, главное, способностей организатора и управленца.
– Словом, занимался человек не своим делом, – говорит несклонный к особому деликатничанию Степанов. – Да мы об этом начальнику цеха прямо в глаза говорили на партийном собрании, и я и другие рабочие. Мы же видим: старается человек, только ничего у него не получается.
Но критика критикой, а дело ни с места. И решил Степанов пойти к генеральному директору объединения. Сальникова он знал хорошо. Они почти ровесники. В свое время Геннадий Алексеевич работал мастером в цехе, где Степанов слесарил и был секретарем партбюро. Так что по партийной линии нынешний генеральный находился тогда у него в подчинении.
Пробиться к директору оказалось не так просто. Как ни зайдешь в приемную, секретарша говорит: «Занят». То совещание у него, то представители из министерства. Можно было, конечно, записаться на прием, как все, подождать немного. Но Степанову «как все» не хотелось; когда ему что-нибудь надо, он ждать не любит. Хотел было уже шум поднять, но тут повезло: встретил директора на территории предприятия.
– Геннадий Алексеевич, никак на прием к тебе попасть не могу.
– Что, Алексей Васильевич, секретарша не пускает?
– Она самая.
– А мы ее обманем. Ты позвони вечерком часов в шесть, когда она домой уйдет.
Степанов так и сделал.
– Сейчас у меня люди, – ответил директор, – приходи к восьми часам.
Но и в восемь у генерального все еще толпился народ, так что пришлось подождать. Наконец уже в девятом часу Сальников сам выпроводил последних посетителей и пригласил Степанова.
– Ну, Геннадий Алексеевич, и служба у тебя, не позавидуешь, – с сочувствием сказал Степанов, глядя в серое от усталости лицо директора. – Я уже дома и подремал, и с внучкой понянчился, и телевизор посмотрел, а ты все еще на работе.
– На вторую смену остался. Сверхурочные. Ты только профсоюзу нашему про это ни слова, – невесело отшутился директор. – Народ сегодня одолел. Сам знаешь, поставщики нас режут без ножа, металла не хватает. Вот пытаемся выкрутиться... Рассказывай, что у тебя.
Алексей Васильевич рассказал. Генеральный слушал внимательно. Потом со вздохом сказал:
– - Говорили мне об этом уже, и немало. Ты добавил. Так сказать, последняя капля. Все! Будем менять начальника цеха. Придется. А жаль! Отличный специалист. Но, видно, одного этого мало. Спасибо, Алексей Васильевич, что зашел.
...Сейчас с новым руководителем цех постепенно отвоевывает утраченные позиции...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.