Еще долго до первого звонка, а зрители уже собрались в фойе Ульяновского областного театра кукол, чтобы перед спектаклем встретиться с «необыкновенным чудом». И малыши и взрослые – все с одинаковым интересом торопятся к большому стопу, где под прозрачным колпаком разместились небольшие, всего с вершок величиной, деревянные куклы. Им уже много лет. От времени краски чуть поблекли, но это не мешает восхищаться удивительным мастерством, с каким выполнены все сорок девять кукол. Они замерли каждая за своей «работой». Кто строит дом, кто обмолачивает хлеб, а кто занимается домашней стряпней. И если внимательно к ним приглядеться, то замечаешь, что у каждой куклы свое неповторимое лицо и даже свой характер. Здесь и строгий мастеровой, и озабоченная хозяйка, и веселая розовощекая красавица. И вдруг... Где-то тихо зажужжал невидимый моторчик, деревянные человечки ожили и из неподвижных кукол превратились в персонажей необычного спектакля. Можно часами смотреть, как эти маленькие деревянные фигурки разыгрывают сцены из жизни крестьянства дореволюционной России. И разыгрывают так правдиво, что кажется – вот-вот почувствуешь запах свежей стружки, вылетающей из-под рубанка плотника, или услышишь звон металла, доносящийся из деревенской кузницы. Велико искусство мастера, создавшего этот своеобразный маленький театр!
«Живым деревом» называл этот свой театр уральский крестьянин Алексей Антонович Морозов. Он не был ни художником, ни механиком. Это был щедрый на выдумки человек и самобытный мастер, богато одаренный природой. Под его чудесными руками оживали куклы, вырезанные из березы или липы. Морозов любил этот податливый материал. Из дерева сделаны не только куклы, миниатюрная мебель и предметы быта, но и весь сложный механизм, приводящий кукол в движение.
Большую и трудную жизнь прожили куклы вместе со своим «родителем». Еще до революции вместе с ним объездили чуть ли не всю Россию. Сколько людей восхищались ими на праздничных ярмарках Москвы, Челябинска, Уфы, Омска, Казани, Нижнего Новгорода! Очень часто людская молва опережала мастера-кукольника. В 1923 году, когда в Москве была организована первая сельскохозяйственная выставка, Морозов получил приглашение принять в ней участие. Главный выставочный комитет присудил ему тогда Диплом второй степени. Признание его труда вдохновило Алексея Антоновича на новые замыслы. Вернувшись из Москвы, он приступил к эскизам второй серии кукол, показывающих новую жизнь колхозного крестьянства. Но этим его замыслам, к сожалению, было суждено остаться только в эскизах.
…Звенит первый звонок. Уступая время куклам на большой сцене, деревянные куклы-человечки замирают, а возбужденные зрители все никак не могут оторвать от них восхищенных взглядов. И так каждый день, когда Ульяновский театр кукол гостеприимно распахивает свои двери.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.