Быль и боль

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1444, июль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из деликатности, думается мне, не сказал мой собеседник о видимых и нынче последствиях едва ли не каждого очередного директорства. Но тем не менее пользуюсь случаем принести извинения Николаю Павловичу Лузину за несколько, быть может, неуместную огласку короткого нашего диалога. Впрочем, именно эти «видимые и нынче» последствия заставили меня теперь задать себе вопрос, отнюдь не праздный: возможно ли разгрузить областное управление культуры от этой работы? Иными же словами: каким должен быть директор... не «объекта», конечно, а Ясной Поляны?

Не нужно, мне кажется, объяснять читателю, что человек, озабоченный «проблемой шифера и гвоздей» и даже с успехом эту проблему решающий, вполне найдет себе достойную работу в другом месте. А на этом нужен талант иного рода — талант уникальной профессии директора мемориального музея. Причем именно этого музея. Из чего следует, что он готов — и не пугайтесь такого выражения — жизнь положить за Ясную Поляну.

Не могу сказать, где искать такового для первейшего нашего мемориального музея, но известно, что на своих местах таковые есть: Гейченко — в Михайловском, Авдеев — в Мелихове, Поленов — в Поленове. Не могу, к сожалению, продолжить этого списка, потому, как сказано уже, — профессия уникальная. К названным именам нам предстоит еще обратиться, а пока займемся Ясной Поляной; вернее, тем, что в ней происходит.

Итак, сменен очередной директор. Но нет у меня уверенности, что к моменту выхода в свет этого номера за полированным столом кабинета «дома Волконского» сидеть будет именно тот человек, с которым в этом самом кабинете я недавно совсем разговаривал... Впрочем, будем справедливы, и если уж говорить честно, то заметить нужно, что и способный на этом месте человек — при нынешнем положении вещей — оказывается, как правило, тем самым Макаром, на которого все шишки валятся. Это, так сказать, для общественности. А для начальства просто (извините, что опять по поговорке) — козлом отпущения. Думаете, перегнул? Нисколько. Вот вам картинка с натуры и из времен едва минувших.

В один прекрасный день с Посольской дороги лихо сворачивает и под «кирпич» на виду у козыряющих милиционеров въезжает в ворота усадьбы, а там по толстовскому «прешпекту», как будто специально для этой цели заасфальтированному, мчит мимо оторопевших посетителей, обок с яблоневым садом берет вправо и подкатывает к крыльцу «дома Волконского», в котором и помещается кабинет очередного директора, черная «Волга». Очередной оповещен звонком из Тулы — ждет. По пустякам начальство Ясную не навещает.

А дело и впрямь не пустяковое: есть сигнал, что высокий иностранный гость, большой, говорят, поклонник Толстого, выразил желание посетить Ясную Поляну. Произойдет это волнующее событие на днях. Для областного начальства событие оказывается действительно волнующим: а если пойдет дождь, а гость захочет из «дома Волконского» пройти во флигель Кузьминских, а идти придется по этой вот Жимолостной аллее, а дорожку-то и развезет?!. Слякотно, неэстетично и вообще непорядок. Есть мнение — Жимолостную аллею забетонировать... Техникой и людьми поможем. Да, кстати, теперь рано темнеет, а на усадьбе у вас какое-то допотопное освещение, ну прямо как при Толстом. В общем, мы тут с товарищами посоветовались, есть мнение — поставить фонари. Да какие там деревянные! Бетонные, конечно. А вот здесь вы правы: бетон действительно выглядит не очень. Покрасим. Алюминиевой краской — серебро хорошо смотрится. Понимаем, понимаем, товарищи, что при Толстом этого быть не могло, что мемориальное дело тонкое. Все понимаем, а что делать — время обязывает!..

Что, смахивает на фельетон? Согласен. Но моей вины тут ни на словечко. Добавлю только, что черная «Волга» тем же путем укатывает в Тулу, а очередной хватается за голову.

Он-то знает, что глупость это несусветная, ну, а попробуй не выполни, нет, не приказа, не предложения даже, а всего лишь совета, — выговором ему не отделаться. А сотрудники? Они в слезы: им-то ясно, что калечить усадьбу бетоном, алюминиевыми фонарями не то что глупость — варварство! Слыхано ли это!

Слыхано, слыхано: бетон уложен, столбы стоят на предназначенном начальством месте...

Но и эта беда еще не беда: столбы можно будет свезти в более подходящее место, бетон с Жимолостной аллеи снять заодно с асфальтом «прешпекта», которым по совету начальства увековечил его предыдущий очередной. Все можно будет сделать. Опытные музейщики хоть и плакали, а в иные времена верили. Правда, пора им тогда еще не приспела...

А пока по-прежнему были «мнения», согласовывались и принимались решения, за номерами такими-то шли приказы, в «доме Волконского» на полированном столе очередного звенели номерами незафиксированные звонки из Тулы и по-прежнему же очередной сменял предшествующего... И ни один не оказался в силах оборонить вверенную ему Ясную Поляну от другой беды. Исподволь, медленно, но напористо надвигалась она на Ясную — год от года окружали ее плотным, сжимающимся кольцом цивилизации...

Вот стрельнула в небо водонапорная башня; как минарет, возвышается она сегодня над ясной в трех шагах от усадьбы. Строиться начал и разрастаться непомерно так называемый поселок сотрудников. «Так называемый» потому, что сотрудников музея, там поселившихся, какая-то ...надцатая часть. И потому еще, что состоит этот самый поселок из нелепых, нелепо поставленных, убогих, сараями и гаражами обросших, но отнюдь не одноэтажных строений. Так что вид из Ясной Поляны открывается, прямо скажем... Ну да что тут скажешь! А что сказать, если у самых ворот усадьбы, у знаменитых на весь мир белых башенок, ставших едва ли не эмблемой Ясной Поляны, в фантасмагорических комбинациях громоздятся павильоны, закусочные, киоски, магазины; не помню, сколько и что еще дальше, но на самом видном месте — ватерклозет, беленный известью...

Созданием которого по счету директорства было все это, так сказать, «зодчество малых форм», я не знаю, но, думаю, не одного — слишком уж коллективная видна тут фантазия. Не скажу точно и при котором очередном, но к очередной Олимпиаде или спартакиаде, в предвидении наплыва гостей вышло решение реставрировать Ясную Поляну по всем правилам современной реставрационной науки. Как проходила работа, говорить не будем — дело прошлое. Но вот несколько фактов из отчета-обследования, ныне доступного, все же приведем и, как в документах положено, под номерами:

1. Деревянные постройки (кучерская изба, житня, рига, белая кухня, птичник) воссозданы без фундаментов, с недостаточными свесами кровли, что приводит к протечкам в стенах и загниванию отдельных бревен срубов.

2. Не выполнено антисептирование деревянных конструкций, что привело к заражению построек жучком-древоточцем.

3. Основные здания не имеют отмосток; растительность и наслоения создают сток к зданиям, что вызывает проникновение влаги в нижние части стен.

4. Отопительная система не обеспечивает нормального температурно-влажностного режима в зданиях — домах Л. Н. Толстого, Кузьминских, Волконского (температура зимой внутри помещений не выше + 13 °С, что угрожает сохранности книжных и вещевых фондов)...

Не будем продолжать список — он длинен. Но самое, пожалуй, любопытное, что эта реставрация была лучшей из всех, которые проводились в Ясной Поляне прежде.

Неплохо, не правда ли?..

И все же это только «цветочки» в сравнении с тем, что могло произойти, когда времена гигантомании приближались и к яснополянским пределам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Игорь Николаев

Клуб «Музыка с тобой»

Пластика трюка

Каскад трюков и буффонады, действо, не похожее ни на традиционную пантомиму, ни на хореографию, — таков спектакль московской студии пластической импровизации, которой руководит Олег Киселев