Быль и боль

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1444, июль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

И все-таки это только вторая часть спора. Первая — где строить. Ставить центр в охранной зоне, в пределах визуальной видимости от Ясной Поляны нежелательно — это нарушит мемориальность. Но и удалять фонды музея от его сердцевины тоже нельзя. И как, наконец, быть с посетителями, которым придется из центра в усадьбу прошагать не семьсот метров, а расстояние, в четыре-пять раз большее?..

Словом, спор продолжается. И одно за другим появляются сообщения о новых «принятых решениях» по поводу Ясной Поляны. Все они продиктованы благими намерениями — в этом не может быть сомнений. Но вот что интересно, да какое там интересно — удивительно! Все обсуждения и дискуссии, предшествующие очередному решению, проходят — почти всегда — в Москве и на основе информации, идущей в столицу из Ясной Поляны по почте, телефону, и просто из- рассказов людей, оттуда приезжающих. Но ведь для таких дискуссий и, уж конечно, решений нужно — просто необходимо! — своими глазами посмотреть и своими руками потрогать, благо к тому же из Москвы в Тулу — не велик крюк. Пожалуйте, пожалуйте! И тогда уже... Словом, спор продолжается. Включилась в него и пресса: статьи, заметки, подборки читательских писем — все это ставит вопросы и требует ответа. Волей-неволей и мы в него включились и все же позволим себе быть в этом смысле исключением. И вот почему.

Пока трещат и ломаются копья в дебатах о том, как и где строить, время идет, а фонды музея находятся в таком состоянии, что может случиться непоправимое и эти самые споры потеряют смысл.

Необходимо — и нам это кажется вполне очевидным — срочное, безотлагательное решение. Оно не должно, конечно, исходить от некоего лица, человека, который, как в прежние времена бывало, пришел, увидел, указал. Здесь нужен «консилиум». А коли касается дело профессионального спора — арбитраж. Кроме самих яснополянцев и опытнейших, совсем не обязательно именитых, но непременно имеющих вкус к музейному делу архитекторов, войти в него должны и названные нами люди безупречной репутации и блестяще зарекомендовавшие себя в музейно-мемориальном творчестве. Говорю о Гейченко, Авдееве, Поленове. Пусть в спорах рождается истина. Но только в спорах профессиональных. И только срочно, немедленно.

У читателя может сложиться впечатление, что на протяжении долгого нашего разговора мы нашли прямых виновников яснополянских бед; во всяком случае, счет правомерно предъявить череде директоров, облисполкому, Министерству культуры и побочно, но весьма увесистый — ведомствам, командующим химией. Но и по предъявлении горького этого счета в помянутые адреса легче нам не станет, если, конечно, думать о будущем. Продолжающаяся многоликая ведомственность и переподчиненность Ясной Поляны не вселяют оптимизма и дальше. Но вот простая какая мысль приходит здесь в голову.

В республиках и областях есть города и даже отдельные предприятия союзного подчинения. Так почему же крупнейший государственный музей — неотъемлемая часть наших понятий Родины, отечественной гордости и национального самосознания Ясная Поляна не должна обрести подобный статус?! Быть может, тогда весь предыдущий разговор — в. критической его части — был бы не нужен.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Игорь Николаев

Клуб «Музыка с тобой»

Пластика трюка

Каскад трюков и буффонады, действо, не похожее ни на традиционную пантомиму, ни на хореографию, — таков спектакль московской студии пластической импровизации, которой руководит Олег Киселев