Следом за мастером вышел и Ким Ангарцев.
– Давайте, давайте, – бросил вслед Паршин.
Она шла, закусив губу; стоило немалых усилий не расплакаться. Только не это. Только не быть слабой. Когда ехала сюда, знала – будет трудно. Братская ГЭС поистине начиналась с нуля. Она, Ольга Попкова, была одной из первых, кто приехал покорять Ангару. Инженер-строитель, молодая еще девчонка, комсомолка.
А потом начались будни. Холод. Мошка. комары. Грязь. Жизнь в палатках у Падунских порогов. Работа мастером. Без опыта. Без навыков общения с людьми. Слезы и разочарование. Восторг и радости. Все было. А главная задача дня – это дороги и жилье. Чтобы покорить Ангару, чтобы начать строить величайшую в мире ГЭС, нужны дороги и хотя бы маломальские жилищные условия для строителей.
Лучшая бригада плотников – «паршинцы» – рубила дома на Левом берегу. Когда их перевели на Правый – валить лес, готовить площадку под будущий поселок, они взбунтовались. Усмотрели в этом «понижение в квалификации».
...Кедрач, подрагивая комлем, ухал на мерзлую землю. Глубокое эхо металось между высокими, под восемьдесят метров, прибрежными утесами Ангары. Страшна здесь Ангара. Страшна тайга. Но метр за метром отвоевывает человек пространство у природы. Совсем еще молоденькая девчонка валит лес. Волосы посеребрены инеем. Мороз под сорок градусов. В воздухе клубится белесое дыхание. Рядом с Ольгой валит лиственницу Ангарцев. Как бы ни было трудно, Ангарцев всегда рядом. О таких говорят – «чокнутый». Но именно «чокнутые» и выдерживают самые суровые испытания.
– Не упарились еще?
Оборачиваются – стоит в белом своем полушубке Паршин, усмехается. Посмотрели на него. Отвернулись.
– Между прочим, товарищ Попкова, в Осиновке сегодня праздник. Иль опоздать решили?
Снова оборачиваются к Паршину. Попкова хмурится – и вдруг хлопает себя рукавицей по лбу:
– Как же это? Совсем забыла!.. Сегодня на Правый берег приходит первый поезд: новая ветка соединит Осиновку с железной дорогой Тайшет – Лена. Величайшее событие!
«Открытие железной дороги проходило очень торжественно, – напишет она своей подруге. – Было «высокое начальство», огромная толпа людей и замечательное чувство радости, гордости. Крошечная станция-вагончик в тайге, узенькая стрелка дороги, и первый паровоз пересекает красную ленточку. Мы все были там и даже прокатились десять метров на паровозе: прицепились и кричали «ура!!!» во все горло. Представляешь, мы ведь присутствовали при пуске первого небольшого звена стройки! А что будет, когда начнут пускать агрегаты Братской ГЭС?»
...Спрыгнули с паровоза и долго еще вместе со всеми кричали «ура». И откуда-то из толпы вынырнул к ним Паршин:
– Слышь, товарищ Попкова, крик на работе – это ведь не ругань, а просто «крупный разговор». Так?
Она отходчиво улыбнулась бригадиру.
— Ну мир, что ли? – И Паршин первый протянул ей руку.
— Мир, – сказала она.
Пожав ей руку, Паршин протянул пятерню Ангарцеву:
– Люблю, когда наперекор идут. Хребет есть, значит. Вместе, что ль, Братскую строить будем, а?
Ангарцев улыбнулся:
В 11 номере читайте об Александре Грибоедове и его такой яркой, но, увы, недолгой любви, об одном из самых ярких личностей России – министре путей сообщения, первом премьер-министре Российской империи графе Сергее Юльевиче Витте, об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье», о жизни и творчестве режиссера Соррентино, мистический детектив Варвары Клюевой «Три жизни на двоих» и многое другое.
Беседуют лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии УССР имени Т. Шевченко, автор трилогии «Старая крепость» Владимир Беляев и кандидат технических наук, член республиканского совета молодых ученых при ЦК ЛКСМ Украины, делегат XVII съезда ВЛКСМ Александр Кожухарь
Беседуют Александр Рязанцев, фрезеровщик производственного объединения «Брянский машиностроительный завод» (БМЗ), лауреат премии Ленинского комсомола и Петр Козин, Герой Социалистического Труда, бригадир слесарей-сборщиков БМЗ