Следом за мастером вышел и Ким Ангарцев.
– Давайте, давайте, – бросил вслед Паршин.
Она шла, закусив губу; стоило немалых усилий не расплакаться. Только не это. Только не быть слабой. Когда ехала сюда, знала – будет трудно. Братская ГЭС поистине начиналась с нуля. Она, Ольга Попкова, была одной из первых, кто приехал покорять Ангару. Инженер-строитель, молодая еще девчонка, комсомолка.
А потом начались будни. Холод. Мошка. комары. Грязь. Жизнь в палатках у Падунских порогов. Работа мастером. Без опыта. Без навыков общения с людьми. Слезы и разочарование. Восторг и радости. Все было. А главная задача дня – это дороги и жилье. Чтобы покорить Ангару, чтобы начать строить величайшую в мире ГЭС, нужны дороги и хотя бы маломальские жилищные условия для строителей.
Лучшая бригада плотников – «паршинцы» – рубила дома на Левом берегу. Когда их перевели на Правый – валить лес, готовить площадку под будущий поселок, они взбунтовались. Усмотрели в этом «понижение в квалификации».
...Кедрач, подрагивая комлем, ухал на мерзлую землю. Глубокое эхо металось между высокими, под восемьдесят метров, прибрежными утесами Ангары. Страшна здесь Ангара. Страшна тайга. Но метр за метром отвоевывает человек пространство у природы. Совсем еще молоденькая девчонка валит лес. Волосы посеребрены инеем. Мороз под сорок градусов. В воздухе клубится белесое дыхание. Рядом с Ольгой валит лиственницу Ангарцев. Как бы ни было трудно, Ангарцев всегда рядом. О таких говорят – «чокнутый». Но именно «чокнутые» и выдерживают самые суровые испытания.
– Не упарились еще?
Оборачиваются – стоит в белом своем полушубке Паршин, усмехается. Посмотрели на него. Отвернулись.
– Между прочим, товарищ Попкова, в Осиновке сегодня праздник. Иль опоздать решили?
Снова оборачиваются к Паршину. Попкова хмурится – и вдруг хлопает себя рукавицей по лбу:
– Как же это? Совсем забыла!.. Сегодня на Правый берег приходит первый поезд: новая ветка соединит Осиновку с железной дорогой Тайшет – Лена. Величайшее событие!
«Открытие железной дороги проходило очень торжественно, – напишет она своей подруге. – Было «высокое начальство», огромная толпа людей и замечательное чувство радости, гордости. Крошечная станция-вагончик в тайге, узенькая стрелка дороги, и первый паровоз пересекает красную ленточку. Мы все были там и даже прокатились десять метров на паровозе: прицепились и кричали «ура!!!» во все горло. Представляешь, мы ведь присутствовали при пуске первого небольшого звена стройки! А что будет, когда начнут пускать агрегаты Братской ГЭС?»
...Спрыгнули с паровоза и долго еще вместе со всеми кричали «ура». И откуда-то из толпы вынырнул к ним Паршин:
– Слышь, товарищ Попкова, крик на работе – это ведь не ругань, а просто «крупный разговор». Так?
Она отходчиво улыбнулась бригадиру.
— Ну мир, что ли? – И Паршин первый протянул ей руку.
— Мир, – сказала она.
Пожав ей руку, Паршин протянул пятерню Ангарцеву:
– Люблю, когда наперекор идут. Хребет есть, значит. Вместе, что ль, Братскую строить будем, а?
Ангарцев улыбнулся:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
повесть в эпизодах, письмах и документах (1902-1905 гг.)