— К часу первый блок закончим?
— Точно в час. Можешь засекать по секундомеру.
В час ночи первый фундамент был уложен. Сели перекурить. Заступила ночная смена. Ошмарин отказался уходить. Ангарцев тоже остался. Работал за бетонщика. Рядом с Ошмариным.
— Не сломаешься?
— Не сломаюсь. Не бойсь.
К утру глаза налились тяжелой краснотой. А бетон шел и шел. Завод работал что надо. Работали и ошмаринцы.
К трем часам дня последние кубы бетона плюхнулись во второй фундамент. Не было сил радоваться. Просто сели. И сидели. И улыбались.
— Ну что, выдержал?
— А ты? – Ангарцев не хотел уступать.
Сидели и улыбались. Это они держали сегодня на своих руках новорожденного – юную плотину будущей Братской ГЭС.
Пост Ангарцеву достался горячий – на мосту. Из сорока комсомольских рабочих постов – несколько на перекрытии. Ангарцев показывает Завадскому: «Вот здесь». Завадский подходит к краю моста, осматривает бревна ограничителей; прикидывает, где нужно будет крутануть баранку влево, чтобы развернуть МАЗ, а где дать задний ход. Все должно быть выверено до миллиметра, перекрытие Ангары – дело небезопасное.
И когда над мостом загремел репродуктор: «Фронтальное перекрытие Ангары начать!» – тысячи людей застыли в торжественной тишине на откосах, на бетонной эстакаде, на кромке котлована. Мощный рев автоколонны потряс воздух. Первые самосвалы, груженные диабазовыми глыбами, с могучим рыком, тяжело переваливаясь на прибрежных выбоинах, въехали на мост. Володя Завадский круто разворачивает головную машину и по дощатому настилу пятится назад; передние колеса самосвала вздымаются вверх, будто закусил удила строптивый конь и взвился на дыбы. Каменная глыба скрывается в пучине Ангары, которая с яростью разбрасывает по сторонам тысячи брызг.
Сразу вымокший с головы до ног, но совершенно не замечая этого, Ангарцев кричит вместе со всеми: «Ура!»
Штурм Ангары начат...
Одна за другой въезжают на мост машины, разворачиваются и сбрасывают в кипящее клокотание реки монолит за монолитом. Осталось перекрыть всего .110 метров не покорившейся пока реки. Сотни лет ширина Ангары у Падунских порогов была почти с километр. В
1957 году Ангару сжали до 250 метров и в котловане начали возводить плотину. Позже у Ангары отобрали еще 140 метров, и вот теперь люди решили ее покорить окончательно.
У этого самосвала Ангарцев приметил на ветровом стекле эмблему комсомольского значка. Значит, свой экипаж работает, комсомольский. И- только он подумал об этом, как вдруг увидел смертельно побледневшее лицо паренька, крутящего баранку: рядом с ним сидел напарник, уже изготовившийся прыгать из машины. Скользящая по кузову глыба тетраэдра подняла передние колеса самосвала настолько, что еще секунда – и МАЗ полетит в Ангару. Машина зависла над пропастью реки...
Ангарцев не колебался. Прямо от указательного бревна прыгнул на подножку МАЗа, как будто твердо веря, что именно его собственного веса будет достаточно, чтобы самосвал передними колесами плюхнулся на дощатый настил. Еще можно было выпрыгнуть из кабины, но все трое, как под гипнозом, вжались в тело машины. Еще секунду продержался строптивый МАЗ на вздыбленных колесах, а потом медленно опустился на мост. Мало кто заметил это происшествие, но кто заметил – вздохнул облегченно. Ангарцев уже был на земле, почти не обратив внимания, как шофер, круто вывернув баранку, хрипло поблагодарил его: «Спасибо, браток...» Уже шли новые машины, разворачивались и сбрасывали новью глыбы в темную бездну воды...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
повесть в эпизодах, письмах и документах (1902-1905 гг.)