Брат милосердия

  • В закладки
  • Вставить в блог

Не Славин, другие рассказали нам, как он, возглавив в комитете комсомола шефскую работу, организовал в школах медико-педагогические отряды, как Дому ребенка на деньги, заработанные во время трудового семестра, студенты купили «Москвич».

Так совпало, что списки поступивших на лечебный факультет АМИ вывесили 20 августа — как раз в день его рождения.

— Я смотрел в эти списки и все никак не мог поверить. Кто-то легонько обнял меня за плечи: «Не дрейфь, малыш, Боткиным будешь...»

— Первокурсники тебя сразу признали?

— Конечно, поначалу чувствовал себя неловко. Но не подстраивался... Смешно сейчас вспоминать, но после лекции несся по институтским коридорам, как в школе на перемене... А однажды после экзамена чуть не расплакался.

Профессор Караев вспоминает о том случае:

— Костя стоял в стороне от всех, отвернувшись к окну. Бледный, губы сжаты. Я спросил: что случилось? Не сдал химию? Четыре поставили, говорит. А я на пять знаю. Ладно, подумал, стоит поубавить в пареньке задиристости, а то и впрямь вундеркиндом себя считает... При мне экзаменатор минут сорок «гонял» его по всему курсу — чистая пятерка.

В полтора года складывал слова, в два с небольшим свободно читал, в пять — первоклассник, в тринадцать — первокурсник... Тринадцатилетний студент! Сенсация! Газетный бум! Ворох славословий, а порой и нелепых, наивных вопросов — всего этого было в достатке у Кости... Как, впрочем, и у других юных талантов — Жени Кисина, Леши Репина, Ники Турбиной... Да и рядом со Славиным, на том же факультете, учится шестнадцатилетний пятикурсник Мушвиг Керимов, паренек из дальнего азербайджанского села. А нынче вот и среди нас, журналистов, появился феномен: на первом курсе журфака МГУ занимается тринадцатилетний Данила Пигилов.

Физиологи утверждают: в первые два года малыши познают больше, чем за всю последующую жизнь. Мозг ребенка интенсивно развивается и уже к трем годам достигает 80 процентов веса мозга взрослого человека. Вот этот-то период и нельзя упускать: «зарядка»

мозга должна быть насыщенная, ему необходимо постоянно получать и перерабатывать информацию.

Славин к ажиотажу вокруг своего имени относится с достаточной долей иронии.

— Я рос нормально. Гонял на велосипеде, дрался с мальчишками, знал все проходные дворы... Просто и мама, и отец считали меня личностью, а это очень важно. Кубики, географические карты, игры, книги — все формирует ребенка. Но главное — доброта и понимание окружающих. Я не был обделен ни тем, ни другим.

Меньше всего нам хотелось, чтобы у читателя сложилось представление о Косте Славине как о баловне судьбы, «везунчике». Он учился в обычной школе. С ним не занимались репетиторы, его не готовили в гении... Он сам готовил себя к жизни — сложной и яркой. Он пользовался теми же правами и преимуществами, что и тысячи других наших детей. Но — чуть больше ответственности.

У Бориса Слуцкого есть строчки: «У всех мальчишек огромные планы. Они сокращаются с годами. У кого намного. У кого немного. У самых счастливых ни на йоту».

Нет, Костя Славин не баловень судьбы, не «везунчик». Он просто счастливый человек.

Педагогика сотрудничества — это и о школе, и о семье, и об обществе. Это о нас с вами, о нашем отношении к маленьким гражданам. Уходит в прошлое силовое давление авторитарного руководства, столь милое минпросовским чиновникам. В какую графу отчетности вписать Костю Славина, Нику Турбину, Данилу Пигилова? Ведь нет. увы, такой — «счастливые люди».

А скольких мальчишек и девчонок, обогнавших свой возраст, мы так и не узнали лишь потому, что различные РУНО и ГУНО загодя согласно инструкциям запланировали их детство.

Сегодня мы прямо говорим о педагогических просчетах и победах. Есть Шаталов, Ильин, Лысенкова, Амонашвили, Волков, Щетинин. Есть классы «шестилеток», где ребята «играют» в таблицу умножения. Но никуда не делись, не перевелись и те, для кого школьная процентомания — привычный, удобный образ жизни. Они мыслят «масштабно». «Индивидуальная работа» воспринимается ими лишь как удачная формулировка. Для них такие, как Костя Славин, досадные недоразумения, помеха в апробированной, обкатанной общеобразовательной системе. Вспомним, сколько начальственных подписей требовалось да и нынче требуется Славину.

В порядке исключения... Задумаемся: а может, сейчас, на пороге двадцать первого столетия, пора бы «исключению» стать закономерностью?

Мы спросили Костю, видел ли он фильм «Легко ли быть молодым?». Что запомнилось, привлекло? Славин задумался.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бес в ребро

Повесть. Продолжение. Начало в №№ 1, 2.