Гонщики

Антон Кошкин| опубликовано в номере №1457, февраль 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ледовая крошка фонтаном брызжет из-под заднего колеса, и кажется, что на такой скорости просто немыслимо войти в вираж — вынесет, кинет на бровку, раздавит чудовищная центробежная сила. Но гонщик, положив машину почти параллельно земле, аккуратно обкатывает поворот, чтобы вновь распрямиться на прямой, разогнаться на просторе. А через считанные секунды — новый вираж. Это и есть спидвей.

Его летний собрат — мотогонки на треках и гаревых дорожках стадионов — приобрел мировую известность в начале 30-х годов. Зрелищно этот вид казался очень выигрышным, вот только зимой гонщикам негде было поддерживать спортивную форму — чтобы представить в те годы мотоцикл на льду, нужно было, согласитесь, обладать довольно богатым воображением. Во всяком случае, когда 9 января 1939 года диктор на столичном стадионе «Динамо» объявил, что в перерыве хоккейного матча на опоясывающую поле ледовую дорожку выйдет человек и будет кататься на мотоцикле, ни один зритель, несмотря на трескучий мороз, с трибун не ушел. Да что там болельщики — сами хоккеисты остались посмотреть на диковинное зрелище. И слесарь завода «Красный пролетарий» Сергеи Бучин их не подвел, отмерив колесами с металлическими шипами собственной конструкции ровно десять кругов по овалу стадиона с вполне приличной по тем временам скоростью — почти 40 километров в час. Сегодня гонщики, бывает, разгоняются на прямых участках до двухсот пятидесяти.

Новым видом спорта заинтересовался ДОСААФ. Союз оказался прочным — спустя почти полвека ледовые гонщики салютуют своему обществу в преддверии его X Всесоюзного съезда новыми успехами.

Под шлемами, шарфами и железными наколенниками прячут гонщики все свои травмы и болячки. У покорителей ледовых трасс как-то не принято распространяться о своих болезнях и повреждениях. Здесь болельщики лишены какой-либо информации. И им остается лишь несказанно удивляться, когда, например, восьмикратный чемпион мира Сергей Тарабанько на полной скорости вдруг таранит снежный сугроб на обочине трассы. Не справился с рулевым управлением? Тарабанько?! А Сергей с закованной в гипс шеей мог определить момент вхождения в поворот, только ориентируясь на ехавших рядом соперников, а когда те привычно отстали, прокатился мимо невидимого виража. Но заезд тот, пусть последним, закончил. Ледовые гонщики лишь в исключительнейших случаях сходят с трассы.

В заезде стартуют четверо гонщиков. Победитель получает на финише с отмашкой судейского клетчатого флага 5 очков, приехавший вторым — три, и так далее. Гонщик же, не закончивший дистанции, на очки рассчитывать не может — потому и надо дойти до финиша во что бы то ни стало. Все крупные турниры проводятся в два дня, по 16 заездов в каждом, так что неудача в одной гонке еще не поражение.

В индивидуальных чемпионатах мира советские гонщики участвуют уже без малого три десятка лет и за это время настолько приучили болельщиков к своим победам, что любое второе место нашего спортсмена воспринимается в мире мотоспорта как самая громкая сенсация. Габдрахман Кадыров. Сергей Тарабанько, Владимир Любич ездили на мировые первенства только за «золотом».

История командных чемпионатов мира (в каждой сборной — по три гонщика, и очки, набранные ими в своих заездах, суммируются в командную копилку) ведется с 1979 года. И здесь наша сборная за восемь лет уступила соперникам пальму первенства лишь дважды.

По оценкам зарубежных специалистов. главное достоинство гонщиков нашей страны — быстрый старт. Очень важно хоть на полколеса опередить соперника до входа в первый вираж, чуть-чуть, но вперед высунуться. А дальше уже — по нарастающей. После финиша гонщики долго еще кружат по ледовому овалу — в зимнем спидвее тормозов на мотоциклах нет. Только скорость.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

"Мир — лишь луч от лика друга"

15 апреля 1886 года родился Николай Гумилев