Люди утверждают себя делом – так было всегда.
Славе Гриневецкому для того, чтобы утвердить себя и стать известным на всю республику человеком, не пришлось ехать за тридевять земель с одним чемоданчиком в далекие, необжитые края. Правда, романтика больших комсомольских строек не коснулась его не потому, что у него не было желания проверить себя в большом деле. Просто он из тех людей, которые считают, что не место красит человека, а человек место. Так ему отец с матерью говорили, когда он повстречал однажды приятеля из соседней деревни и, не долго думая, поехал за ним в Оршу и поступил в техникум железнодорожного транспорта. Позови его тогда кто-нибудь в Сибирь, признается он сейчас, или еще дальше, он и туда поехал бы, не раздумывая.
Три года учебы пролетели незаметно. Только сразу поработать по специальности ему не пришлось: вместе с дипломом об окончании техникума ему вручили и повестку о призыве в ряды Советской Армии. После демобилизации в отделе кадров станции Гродно его встретили не просто хорошо, а, можно сказать, даже сердечно: квалифицированные специалисты очень были нужны. Сразу предложили должность дежурного по станции. Нет, ответил он, я ни на что не претендую и хочу начать с нуля, то есть быть помощником составителя поездов,
Прошло полгода – срок вполне достаточный, чтобы до тонкостей изучить в общем-то немудреную эту работу. А дальше... Дальше должности сменяли одна другую с калейдоскопической чередой: дежурный по станции, поездной диспетчер, снова дежурный по станции Гродно, и, наконец, пять лет назад он стал самым молодым на всей Белорусской железной дороге маневровым диспетчером. Это уже была та вершина, которую, Слава сам это внутренне чувствовал, он готов взять.
Хозяйство маневрового диспетчера большое и сложное. Станция Гродно в основном работает на погрузке. Главная задача диспетчера – обеспечение четкого ритма работы всех постов, а значит – полной безопасности движения. Потому что, если на железной дороге случается малейшее «ЧП», тысячи людей могут опоздать к своим делам, а сотни тысяч тонн срочных грузов не прибудут вовремя к месту назначения. Время же, как известно, на железной дороге дороже всего ценится.
Ситуаций не то что аварийных, а просто напряженных на железной дороге десятки, сотни. Они меняются перед ним, маневровым диспетчером, с частотой кадров в фильме. Один состав только что прибыл на станцию – его надо поставить на какой-то путь, расформировать и пустить вагоны по разным направлениям. Другой готов отправиться в долгую свою дорогу, и ему надо открыть зеленый свет, а путь, по которому он должен отправиться, занят другим составом, значит, его надо на время куда-то отвести, потом вернуть на прежнее место... И так всю смену, с 8 утра до 8 вечера, и ни минуты сидения без дела. И постоянно думать и думать. Когда же все эти задачи решены в голове диспетчера, в дело вступают его «руки» – его помощники: составители поездов, дежурные по стрелочным постам, операторы, информаторы. Всего 46 человек, из них 4 члена партии и 27 комсомольцев. Комсомольско-молодежная смена. Образцовая по дисциплине и лучшая по всем производственно-экономическим показателям на Минском отделении железной дороги.
Экономисты скрупулезно подсчитали результаты работы смены Гриневецкого за первую половину 1980 года. Получилась внушительная цифра: в маршрут десятой пятилетки они сэкономили уже 1250 вагонов для дополнительной перевозки грузов.
Мы сидим со Славой в его диспетчерской, перед большим окном-«фонарем». Там, за стеклами, на каждом из 24 путей – своя жизнь, свое движение, свой ритм, а он, диспетчер, должен добиться, чтобы они вое подчинялись одному ритму – заданному ритму всей станции. Он дирижер, а там, на путях, его ребята, каждый из которых в те или иные моменты выступает солистом.
– Слава, а что главное в работе маневрового диспетчера?
Тихо в диспетчерской. Только доносятся гудки локомотива, проходящего сейчас как раз перед «фонарем». Для Славы эти звуки – музыка. Он внимательно прислушивается к ним. Потом поворачивается в мою сторону:
– Ты любишь свое дело?
– Люблю.
– И я тоже. Вот это и есть главное. Пять лет работает он маневровым диспетчером на станции Гродно. Стал известным на Белорусской железной дороге начальником смены, лауреатом премии Ленинского комсомола. Его смена – непременный лидер в соревновании с другими коллективами Минского отделения дороги. Уже дважды – в 1977 и в 1979 годах – ей вручалась почетнейшая из комсомольских наград – Красное знамя ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток, ветераны труда – лучшему комсомольско-молодежному коллективу».
Знамя всегда стоит в диспетчерской – на рабочем месте Славы Гриневецкого, и он как бы чувствует постоянно его свет, его вдохновляющую силу. Это чувство невольно передается и всем членам его комсомольско-молодежной смены. Оно незримо соединяет его с ребятами. А их – с ним.
Рабочие будни их бывают пыльными и мокрыми, грязными и дымными, но это их ничуть не тяготит. Они живут и работают с песней в сердце. Эта немеркнущая песня – их Знамя.
Как и тысячи комсомольских организаций страны, готовящихся встретить XXVI съезд КПСС трудовыми подарками, смена Гриневецкого приняла повышенные обязательства. Вот они вкратце: за счет сокращения простоя вагонов высвободить в маршрут десятой пятилетки 550 вагонов. Погрузить сверх плана не менее четырех тысяч тонн народнохозяйственных грузов. В дни работы XXVI съезда партии погрузку осуществлять только в сэкономленные вагоны.
Пункты их обязательства весомы и реальны. За счет чего будут выполняться? Гриневецкий ответил на этот вопрос сразу: «За счет дальнейшего освоения каждым тонкостей своей профессии». Потом добавил: «Очень хочется, чтобы и в третий раз знамя было присуждено нашему коллективу».
Они сделают все, чтобы еще несколько лет их ежедневные трудовые вахты осеняло почетное знамя героев пятилеток и ветеранов труда. Ибо когда они говорят и думают об этом, то невозможно не ощутить сердцебиение этих молодых людей, стоящих плечом к плечу под знаменем, невозможно не разделить их волнения, высокого настроя их души.
Вспоминается, сколько гордости, сколько волнения в сердце было у Юрия Гагарина – знаменосца XIV съезда комсомола, когда председательствующий объявил:
– К выносу красного знамени Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи прошу встать!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.