Байрон

  • В закладки
  • Вставить в блог

«Байрон не любил и не понимал истории», — типичное мнение, распространенное в начале нашего века. Точность исторических фактов поэт действительно не мог соблюдать, прибегая к вымыслу и условности. Но если он «не любил истории», то только в том смысле, как капитан корабля «не любит море», с которым ему приходится вести борьбу. Байрон бился над историей как необъятной и непокорной стихией, не желающей открыть ему своих путей и целей. С детства чувствуя себя частичкой истории (хотя бы благодаря семейной летописи, восходившей ко временам Вильгельма Завоевателя), Байрон со временем присматривался к истории все пристальнее.

Нашло это отражение прежде всего в его незавершенном шедевре «Дон Жуан». Последняя поэма Байрона — сатирическая энциклопедия политической жизни на рубеже XVIII — XIX веков.

Публика встретила «Дон Жуана» с недоумением. Непривычно было вместо овеянных тайной романтических фигур видеть лица (да еще всем известные!) в их подлинной конкретности — лысых, похотливых, потливых, пьяных... Даже Гете, неизменно становившийся на сторону Байрона, оказался несколько смущен поэмой. Он увидел в ней силу испепеляющую, уничтожающую и счел это все-таки чрезмерным. Но целый ряд выдающихся современников, — в их числе Вальтер Скотт, Пушкин — оценили «Дон Жуана» в его «шекспировском разнообразии», увидев в поэме не только новый этап байроновского творчества, но и всей литературы. Действительно, смело обратившись к жизненной прозе, Байрон расширил границы романтической поэзии, наметив путь к реализму, которому принадлежало будущее.

Крупнейшие фигуры мировой поэзии испытали влияние Байрона. С его личностью и творчеством оказалось связанным особое понятие — «байронизм». Но на смену восторгу и преклонению перед байроновской поэзией пришла критика. Началась переоценка не только байронизма, но и самого Байрона. А между тем, как отметил позднее Достоевский, «словом байронист браниться нельзя». Байронизм, по его словам, — это протест колоссальной личности, выражение бесконечной тоски, глубочайшего разочарования, призыв, пробудивший сознание многих.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Писатель, актер, режиссер...

25 июля 1929 года родился Василий Макарович Шукшин

Несущая свет

12 мая 1820 года родилась Флоренс Найтингейл

Осужденные цветы

9 апреля 1821 года родился Шарль Бодлер

в этом номере

«Писать все-таки надо…»

Страницы рукописи Александра Мильчакова.