18 марта - День Парижской коммуны
Опубликовано в № 11, 2012
Таких картин в истории искусства мало. Эжену Делакруа удалось выразить дух своего народа, создать творение, ставшее не только символом Франции и французской революции, но и Революции вообще, картину, не потерявшую своей актуальности и философского значения до сих пор. Недаром ее образы можно увидеть на марках, флагах, плакатах, в самых разных коллажах. Она продолжает свое блистательное существование - в искусстве, в творчестве современных художников, и в политической, общественной жизни мира.
После краха Наполеона на французском престоле снова оказались ненавистные народу Бурбоны. Но повернуть ход истории им было уже не под силу: решения Венского конгресса обязывали короля Людовика XVIII сохранять появившиеся при Наполеоне буржуазные нововведения. Однако в стране было множество людей, страстно тоскующих по прежним порядкам, и во главе этой группы стоял брат короля граф д’Артуа. В 1824 году, когда Людовик умер, он с радостью занял его трон. Теперь графа называли король Карл Х. Понятное дело, он не мог вернуть аристократии конфискованные земли, которые ей так хотелось заполучить вновь, но, в качестве возмещения, задумал выплатить своим друзьям огромные деньги. Конечно же, народ этого не понял и не принял. Победив на выборах в палату депутатов, оппозиция посчитала, что уж теперь она сможет повлиять на то, что происходит в стране. Но в марте 1830 года король решил распустить палату депутатов! После новых выборов оппозиция получила еще больше голосов в Законодательном корпусе. Разозлившийся король снова распустил палату, вдобавок, отменил свободу печати и заявил, что теперь право голоса будут иметь только крупные землевладельцы. По сути, это настоящий государственный переворот – все достижения французской демократии были сведены на «нет»! И тогда парижане, защищая свои права, вышли на улицы. Сначала это были мирные демонстрации, но вскоре они переросли в настоящие бои. Баррикады, ружейные залпы, яростные крики сражавшихся, стоны раненых… И вот, в руках повстанцев уже городская ратуша, а потом и королевский дворец Тюильри. Карл Х бежал! – ликовал весь город. Мы победили!
Дни 27-29 июля 1830 года навсегда остались в истории Франции. Пушкин назвал июль 1830 года «самым интересным временем нашего века». События, захлестнувшие столицу Франции, отозвались во всем мире. «Священные дни парижского Июля! – писал Генрих Гейне. – Вы всегда будете свидетельствовать о врожденном благородстве человека, которое вовеки не удастся искоренить. Тот, кто пережил вас, не рыдает больше над старыми могилами, но полон радостной веры в воскресение народов. Священные дни Июля! Как прекрасно было солнце, как велик был народ парижский!»
Тридцатидвухлетний Эжен Делакруа, сын бывшего члена Конвента Шарля Делакруа (а по слухам, самого Талейрана), боялся народных бунтов и уличных беспорядков. И его можно было понять – чего уж тут хорошего, когда на улицах стреляют, и так легко попасть под шальную пулю. Все эти дни он не покидал своего дома на набережной Вольтер. Дюма писал, что Делакруа выглядел очень растерянным. Но вот все закончилось, и, увидев триколор, развевающийся над Нотр-Дам, Эжен возликовал. Все-таки его отец голосовал за казнь короля, и аристократическому семейству Делакруа революционные настроения были совсем не чужды. Более того, он решил написать картину и посвятить ее парижским повстанцам. Раньше Делакруа выбирал свои сюжеты в книгах – он находил героев на страницах романов В. Скотта и Сервантеса, в поэмах Байрона и Данте, в пьесах Шекспира и Гете. Теперь же он писал брату: «Я приступил к картине на современный сюжет. Если я не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, буду делать живопись в его честь».
Он решил – события на его картине, как и главные события 27-29 июля, будут происходить в самом центре Парижа, на Новом мосту. А главным героем станет д’Арколь, один из героев июльской революции. Когда королевские солдаты обстреливали Гревский мост, не подпуская повстанцев к ратуше, вдруг некий молодой человек, воскликнув, «Если я погибну, запомните, - меня зовут д’Арколь!», бросился вперед, увлекая за собой народ на ее штурм. Юный герой погиб, но ратуша была взята!
Но потом замысел художника изменился – в центре картины будет сама Свобода! Так его полотно стало не просто репортажем или рассказом о том, что пережил его город, но обобщением Революции.
Облака дыма. Звук картечи. Рокот пушек. И ветер развевает трехцветное знамя, знамя республиканцев, рожденное Великой Французской революцией и исчезнувшее с приходом Бурбонов. Знамя это высоко подняла прекрасная женщина во фригийском колпаке. Она ничего не боится, ведь она - богиня Свободы. Сама богиня Свободы ведет парижан в атаку! Такой богини нет в мировой мифологии. У древних греков были богини войны, мудрости, красоты. Художник же создал свою, и это – богиня Свободы. Рядом с ней – герои тех славных дней. Мальчишка, парижский гамен, в обеих его руках пистолеты, и он что-то возбужденно кричит в лицо врагу. (Пройдет тридцать лет, и он появится на страницах романа Гюго «Отверженные» под именем Гавроша). Рабочий в грязной блузе, молодой человек в цилиндре – из благородных, наверное, студент. Делакруа показывает, что именно простой народ делает революцию. Он – двигатель истории. Они все – сам порыв, движение, движение со Свободой и к свободе. А под их ногами – раненые, трупы. Революция вещь жесткая, тут не только геройство, но и смерть, и мародерство. Делакруа удалось создать настоящий шедевр, соединив точный рассказ о событии и возвышенную аллегорию, «великую симфонию Революции» (И. Долгополов).
Художник работал быстро, вдохновенно, вспоминая уроки своего самого любимого учителя – Теодора Жерико. Грандиозное полотно Жерико – «Плот «Медузы» - всегда был перед его глазами. Отчаяние и надежда. Жизнь и смерть. Все – рядом. Этот гибнущий плот посреди ревущего океана – словно сама Франция, гибнущая в океане лжи и ханжества. Рассказ о трагедии, реальном событии, ставший символом истории. Когда-то Жерико, увидев картину Делакруа «Ладья Данте», сказал, что охотно поставил бы под ней свое имя. Жерико умер в 1824 году. После его смерти именно Делакруа стал лидером новой живописи - романтизма. (Это слово впервые появилось в некрологе, написанном на смерть Теодора Жерико.) Невероятно талантливый, страстный и честный, Жерико прожил всего 32 года, но сумел создать полотно, ставшее настоящим манифестом, свежим, новым словом в мировом искусстве. И теперь память о любимом учителе, о том, как он позировал для «Плота…», о его уроках и его гениальных творениях помогла Делакруа создать свой шедевр.
Через три месяца была картина готова, и Эжен выставил ее на Салоне 1830 года. К этому времени ненавистные Бурбоны уже потеряли все, что имели, Затихли уличные бои, и никто больше не пел Марсельезу. Временное правительство, собранное палатой депутатов, увенчало короной герцога Луи-Филиппа, богатого землевладельца и крупного финансиста. Он, этот новый король Франции, был весьма продвинутым популистом: любил в простом платье прогуляться по Парижу и побеседовать со всеми, узнававшими его. «Народный король» - так его стали называть. А еще он в августе внес демократические поправки в Конституцию, отменил цензуру и дал послабления в закон о свободе собраний, обществ и союзов. Луи-Филиппу очень не хотелось, чтобы его подданные помнили о том, как он пришел к власти. Ведь с этим народом так трудно! А вдруг захочется снова поменять власть?
В такой атмосфере картина Делакруа успеха иметь не могла. Критикам не нравилось все – и сама Свобода, и окружающие ее повстанцы. О богине Революции писали: «Это девка, мерзавка, сбежавшая из тюрьмы Сен-Лазар. Ах, если Свобода такова, если это девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, она нам не нужна, нам нечего делать с этой паршивой мегерой!» «Неужели в эти славные дни на улицах была одна чернь?» - возмущались критики.
Поначалу правительство купило куртину, заплатив художнику 3 тысячи франков, но потом одумалось и вернуло полотно Делакруа. Долгие годы оно хранилось в доме его тетки.
А в 1848 году Францию вновь потрясли революционные волнения. И снова на улицах Парижа выросли баррикады, и снова зазвучала Марсельеза. Король, как и его предшественник, бежал в Англию, а Франция стала президентской республикой. Президентом был избран принц Луи Бонапарт, племянник Наполеона. Народ Франции надеялся, что он, как когда-то его дядя, сделает Францию великой.
Делакруа эту революцию не принял. Но его популярность росла, он уже считался почти классиком. В 1855 году в Париже проходила Всемирная выставка. Во Дворце изящных искусств были показаны лучшие картины Делакруа – 35 полотен. Однако и тогда его «Свободу» не выпустили из застенков. Она снова воспринималась властями как весьма бунтарская и неприемлемая для публичного показа картина. Министр культуры в правительстве Луи Бонапарта посчитал, что эта Свобода в красном колпаке, которая топчет королевских солдат, весьма опасный образ. Кто знает, какие идеи она может породить в неустойчивом сознании парижских буржуа… Лучше, пожалуй, не рисковать.
Эжен Делакруа умер 13 августа 1863 года. Умер, дождавшись признания, славы, осыпанный милостями и наградами двора. Его любили все – и художники, признававшие мощь его романтической кисти, и поэты, и писатели, и музыканты. Среди его друзей были Мериме и Стендаль, Жорж Санд, Шопен и Бодлер, написавший настоящий гимн его жизни и его искусству – он так и назывался: «Творчество и жизнь Делакруа».
Но должно было пройти еще 11 лет, прежде чем одна из его лучших картин попала в государственный музей. В 1874 году «Свобода на баррикадах» была, наконец, выставлена в Лувре.
С годами «Свободу» Делакруа стали воспринимать как символ Франции. Образ, рожденный гениальной кистью художника, оставался с французским народом всегда. В 1944 году в Париже вновь возникли баррикады, и из столицы Франции были изгнаны немецкие войска. Де Голль объявил референдум о создании правительства освобожденной Франции, и на плакатах о референдуме появилась она, «Свобода». Ее образ используют и на денежных купюрах, и на марках – она путешествует по миру как посланница Франции.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев
С 14-го по 22-ое октября 2017 года в России пройдет XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов ( ВФМС).
20 ноября 1869 родилась Зинаида Гиппиус