Автогонка

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1475, ноябрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Правда, планируется построить в Елабуге завод крупнопанельного домостроения. Но на это сколько времени уйдет! Не такие ли «случаи» имел в виду начальник главка?

Ради чего?

В один из дней нашей командировки в Елабугу приехал министр автомобильной промышленности Н. А. Пугин. Обошел стройплощадки, познакомился с директорами будущих заводов комплекса. Руководители доложили обстановку, перечислили свои просьбы. Директор литейного завода, например, высказался буквально так: «Нужны людские средства!» Скажете: придираюсь к словам? Но до чего же мы дошли, если уж слова «человек», «люди» подзабываем. Человек стал «фактором», «ресурсом», а теперь еще — и «средством»... Аналогичные просьбы звучали еще не раз.

Утром министр провел расширенное совещание с руководителями города и завода. Поздравил с оказанным им доверием — в небывалые сроки построить завод, какого не было в мировой практике. Отметил низкую культуру строительства, неважную организацию

труда... Вот там начальник «камгэсэнергостроя» — генеральный подрядчик Е. Н. Батенчук и говорил насчет военных строителей, а также насчет закупки за границей двух- и одноэтажных общежитий на три тысячи человек... Были предложения: объявить общественный призыв, чтоб уже в этом году принять первую тысячу добровольцев; командировать в Елабугу временных рабочих, как практиковалось на КамАЗе.

Подводя итоги совещания, министр, правда, сказал: тут товарищи ссылались на опыт строительства КамАЗа, но сегодня такими методами работать нельзя. Однако чего-то кардинально нового никто пока не предложил.

И до сих пор не могу взять в толк: неужели нам именно в 91-м году жизненно, позарез необходима эта микролитражка, что ради нее надо забыть об интересах людей? Много в последнее время говорим о новых подходах к делу, новых методах, а дело в то же время скатывается на старые рельсы. Вот уже о временных поселках заговорили, о стройбате. А там, чем ближе к пуску завода, не начнутся ли так знакомые всем авральные дни, чтобы любой ценой пуск обеспечить?

Не лучше ли, закрадывается крамольная мысль, заняться сначала строительством города, всей его инфраструктуры и не пороть горячку? Это, конечно, мнение дилетанта. Но, к сожалению, пока чаще оправдывались предсказания дилетантов, нежели уверения специалистов — достаточно вспомнить трудные судьбы крупных строек, молодых городов...

К слову, очень я удивился отсутствию на упомянутом совещании представителей горкома комсомола. Неужто их не волнует судьба своего города, завода? Позже Марат Кагарманов, секретарь горкома, объяснил: он в этот момент был в деревне на открытии памятника. Дело, конечно, важное, но в горкоме — восемь штатных работников. И ни у кого не нашлось двух часов в субботу утром?

Сейчас городской комсомол возлагает немалые надежды на то, что ЦК ВЛКСМ удовлетворит просьбу о возвращении стройке статуса Всесоюзной ударной. Просьбу поддерживает дирекция завода. Что это даст Елабуге? Эшелоны добровольцев — общественный призыв? «Зеленую улицу» поставкам в Елабугу — на завод должна будет работать вся страна? Нет, говорят мне в комсомольском штабе стройки, это методы вчерашнего дня, сегодня они не годятся. Так какую же программу шефства предлагают штаб и горком? Пока не ясно...

Да, перестроечных лозунгов в Елабуге хватает.

— А что изменилось здесь за последние годы? — спрашиваю известного бригадира механизированного комплекса Владимира Елизарова.

— Пока практически ничего, — отвечает он.

Люди судят по конкретным делам, фактам, а не по лозунгам.

Помощник министра, которому я изложил свои сомнения, не согласился с ними. Развитие завода, по мнению министерства, даст толчок развитию города. Кроме того, надо выполнять программу по выпуску товаров народного потребления: у людей скопились миллиарды, а тратить их не на что. Но почему у нас всегда на первом месте промышленность? Почему дружно осуждаем «остаточный принцип» в отношении социальной сферы, но и сегодня занимаемся ею с куда меньшим рвением, чем производственными задачами? Допускаю, опасения мои в чем-то преувеличены. Но, полагаю, лучше высказать их до, чем после... Что же касается миллиардов — то они, наверное, не в карманах елабужан, молодежи — будущих строителей завода. Жить в общежитии, по углам, питаться впроголодь — и все это ради того, чтобы кто-то смог потратить деньги? Невеселая перспектива...

Так что вся надежда на стройбат? Не забуду, как в Хабаровске командир роты показывал мне свое подразделение, работающее на старом кирпичном заводе. Штатские не хотели работать в этом аду — здоровье дороже. А солдату приказали — и он идет.

Ну, стройка не кирпичный завод, тут хоть воздух свежий. Но метод тот же: за чьи-то прошлые и нынешние ошибки придется расплачиваться безответному солдату.

А комсомольские отряды — разве не превращаются они нередко в такие же строительные батальоны промышленности?

— Вы что же, — спросят, — против решения правительства?

Но разве и сегодня эти решения нельзя обсуждать, а можно только покорно исполнять?

Нужны и тормоза...

Никуда не денешься от факта: мы отстали от всех развитых стран по количеству машин на душу населения (цифры не привожу, чтобы не травмировать лишний раз ожидающих в автомобильной очереди). С середины семидесятых годов автомобильная промышленность находится в застое. Так что решение о перепрофилировании завода в Елабуге вполне отвечает чаяниям Минавтопрома.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Крым: зона особого риска?

Строительство Крымской АЭС должно быть остановлено — таково мнение общественности. Обоснованно ли оно?