В верхней части города («Восточка»!) строятся новые кварталы — они будут полукольцом охватывать старую Елабугу. Дома привозят из Набережных Челнов и здесь монтируют, пяти — девятиэтажки старых серий.
Нас сразу попросили отметить: в новом городе нет времянок — вагончиков, балков. Но с квартирами — а также с детскими учреждениями — здесь не без трудностей, как и в других городах. В свое время, агитируя молодежь приезжать на строительство тракторного гиганта, обещали квартиры чуть ли не через два-три года. Не все обещания удалось выполнить. Это связано и с тем, что, как я уже говорил, большинство получивших квартиры немедленно ушли со стройки.
Но теперь ситуация должна резко измениться. Причем я не уверен: в лучшую ли сторону?
Задача стоит такая: уже в 1991 году здесь должны выпустить 300 тысяч автомобилей, а к 1995 году довести выпуск до 900 тысяч штук! Завод, небывалый по мощности. Сейчас весь Минавтопром дает ежегодно 1100 тысяч легковых машин. Значит, предстоит создать фактически вторую автоотрасль — такие вот масштабы.
Но поумерим восторги. Во-первых, неизвестно, какую машину станут здесь выпускать. Научно-технический центр ВАЗа еще только разрабатывает новую модификацию «Оки».
Во-вторых, если за последние три года было освоено лишь 8 процентов средств, выделенных на строительство завода, и 10 на создание социальной сферы, то теперь предстоит за то же время освоить остальное. И построить еще девять заводов по выпуску комплектующих деталей.
Даже ВАЗ, имея разработанную машину, технологию, имея в партнерах такую фирму как «Фиат», потратил 4,5 года с начала строительства до выпуска первого автомобиля. В Елабуге срок вдвое меньше. Может, произошла революция в технологии строительства? Нет, ничего особенно революционного — такого, чтоб рассчитывать на резкий рывок, строители давно не предлагали. На последней широко рекламировавшейся всесоюзной стройке — домне в Череповце — они «взяли» объект грандиозным штурмом, числом.
Недавно в «Известиях» опубликовано короткое интервью с начальником главка Минавтопрома Н. Явтушенко. Реальна ли задача, поставленная перед министерством? — спрашивает корреспондент. «В любом случае выполнить ее мы обязаны», — отвечает начальник главка. Не знаю, как кого, а меня этот ответ поверг в недоумение. Обязаны выполнить задачу, даже если она окажется нереальной? Когда в сорок первом году люди прилагали сверхусилия, чтобы в немыслимые сроки пустить новые заводы на Урале, смысл этого всем был понятен. Но тут-то почему такая постановка вопроса? Потому что дан приказ, а приказы не обсуждают?
Меня не столько судьба завода и будущей машины волнует. Положение таково, что в ближайшее время стройка должна принять многие тысячи новых людей. Вопрос номер один: где их размещать? Город не имеет собственной строительной базы, так на что же рассчитывать?
Хожу с этим вопросом по кабинетам. Сначала — к секретарю парткома треста «Тракторозаводстрой» В. Н. Передерию.
— Выход где? Надо сейчас строить не квартиры, а общежития, — считает Владимир Николаевич.
— А вы не боитесь, что люди, которые давно ждут обещанных квартир, уедут, узнав, что их дома отдают под общежития?
— Недовольство, конечно, будет. Да и, кроме жилья, проблем еще много: энергоснабжение, теплоснабжение, вода для города. Но может быть и такой вариант: строить жилье для наших рабочих в Набережных Челнах, а сюда возить на работу.
Не может ведь не знать Владимир Николаевич, строивший Набережные Челны, что и сегодня в этом городе тысячи живут во времянках... Не обрадует челнинцев такое решение, запротестуют.
Еще один вариант, о нем мне говорил и секретарь парткома завода Н. Н. Галкин: попросить поделиться другие города, пусть Москва, Ленинград, Киев, Минск пришлют элементы домостроения. Так сказать, с миру по нитке. Не уверен, что другие города пойдут навстречу — каждый намерен до 2000 года решить свою жилищную проблему. Разве что обяжут их, но жители данных городов в чем провинились?
А на первое время, считает Николай Николаевич, не обойтись без закупки сборных деревянных домиков, какие ставят на Севере. Знаю я эти домики, живал в них неоднократно. Хоть и заграничные, а все та же тесная и неуютная общага.
Начальник УКСа треста «Жилстрой» Сергей Куприянов еще вариант подкидывает: расселять приезжающих по окрестным деревням, в пустующих домах.
Многим собеседникам в Елабуге задавал я одинаковый вопрос:
— Может случиться так, что форсированное строительство завода ущемит интересы людей, так как туда будут брошены все силы и средства, а решение социальных проблем затянется, как в «застойные» времена?
Со мной соглашались — видимо, так и будет, но разводили руками: дескать, что мы можем? Есть постановление Совмина...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.