– Вы один? Или ожидаете друзей?
– Или, – сказал Бугаев. – Хочу крепко поужинать. Но друзей не ожидаю.
Метрдотель подвел Семена к пустому столику, снял с него карточку с надписью «столик заказан».
– Прошу вас. Сейчас подойдет официант. Семен сел вполоборота к столику, за которым расположились Жогин с парнем. Парень был какой-то невзрачный, тусклый, с плоским лицом. Если бы не мягкая рыжинка в волосах да прыщи, едва прикрытые пушком бакенбардов, его внешность плохо бы поддавалась описанию.
Пока Бугаев тоном загулявшего пижона выспрашивал у официанта, чего ему заказать повкуснее, да требовал хорошего коньяку, а официант вежливо объяснял, что хороших коньяков сегодня нет, он с удовлетворением почувствовал на себе взгляд жогинского соседа. «Клюй, рыбка, большая и маленькая. Лучше бы большая, но что-то по морде не похоже».
Оглушающе, так, что задребезжали фужеры, грянул оркестр. Потом пухлый певец в серебристом костюме вяло спел две цыганские песни.
Официант, почувствовав, что его клиент горит желанием гульнуть, развернулся довольно быстро. Нашлась и бутылка марочного коньяка. Низко склонившись к Семену, официант шептал ему, одновременно ловко раскладывая на столе закуски:
– Попросил у буфетчика. Коньяк из его энзе. Только для вас. И боржомчик, Пришлось этикетки содрать, чтобы не привлекать внимание...
Слушая вполуха шепот официанта, Бугаев начинал тревожиться, думая о том, что время идет, а Жогин сидит за своим столиком, словно истукан, даже головы не повернет. Может, не видит его?
Молоденькая, с приятной доброй мордашкой певичка запела любимую песню Семена про то, как кружатся над городом желтые листья. «Не прожить нам в мире без потерь, без потерь, не пройдет, казалось, лето, а теперь...»
– А теперь, а теперь! – подпел негромко Семен. С соседнего столика на него шикнула полная блондинка, но в это время певичка, задорно пританцовывая на эстраде, прибавила темп: «...Листья желтые над городом кружатся». Оркестр грянул громче. Посетители начали вставать из-за столиков и потянулись к небольшому пятачку перед эстрадой. Танцевать.
– Семен Иванович! – услышал Бугаев голос Жогина и обернулся. Жогин махал ему рукой.
– Жека, кирюха! – с неподдельной радостью крикнул Бугаев. – Давай сюда!
Жогин посмотрел на парня и развел руками, словно бы говоря: неудобно, я тут не один.
– Давайте оба! – силясь перекричать оркестр, позвал Бугаев. Но Жогин, наверное, не расслышал и только еще раз развел руками. Семен видел, как парень, наклонившись к Жогину, быстро спросил его о чем-то. Наверное, поинтересовался, что еще за знакомый тут выискался. Жогин начал объяснять, и по его жестам Бугаев понял, что характеристику он выдает ему самую лестную. «Ну, артист, – подумал Бугаев. – Разыгрывает все как по нотам». Он всегда считал, что тюрьма и колония из любого человека делают артиста. Не могут не делать, потому что в заключении каждый час, каждую минуту, лавируя между тюремным начальством и прожженными, способными на все рецидивистами, человек вынужден лицедействовать. И всегда, когда Семену приходилось иметь дело с побывавшими за колючей проволокой людьми, держал он в голове это казавшееся ему немаловажным обстоятельство. За что не раз получал замечания от Корнилова, считавшего, что настоящего человека никакая тюрьма не превратит в лицедея. «Настоящие люди в тюрьму не попадают», – всегда говорил в свою защиту Семен. Но он был молод и задирист. И не имел такого опыта, как его непосредственный начальник.
«Пока гремит оркестр, самое время для знакомства, – решил Бугаев. – Под шумок это лучше получается». Он взял бутылку коньяка в одну руку, блюдо с рыбным ассорти – в другую и, слегка пошатываясь, направился к столику, за которым сидели Жогин с рыжим парнем.
– Господа, – сказал он, излучая добродушие и желание угостить ближнего, – когда гора не идет... Женя... Ты знаешь, к кому не идет гора?
– Знаю, Семен Иванович, – улыбнулся Жогин. – Вы присаживайтесь. Мы с дружком тут сбежались накоротке. По рюмке принять.
По тому, как заинтересованно скосился парень на Бугаева, Семен понял, что Жогин успел рассказать о нем главное.
«Косись, косись, – подумал Семен. – А мы тебе пока ноль внимания». И, обернувшись, отыскав глазами официанта, небрежно взмахнул рукой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.